Я очень люблю музыку, и, хотя я предпочитаю рок, в моём плей-листе жанры от классики до рэпа.
Разумеется, интересуюсь я творчеством большого количества групп и сольных исполнителей, многих вокалистов считаю действительно выдающимися, но, наверное, у каждого любителя музыки есть этакие "столпы", которые являются для него определяющим мерилом и образцом.
Сегодня я хочу рассказать о таких определяющих столпах в мире вокала для меня.
Поскольку о каком-то распределении мест тут речи не идет, вокалисты идут в порядке моего знакомства с их творчеством.
Примечание:
- диапазон пишу без фальцета (как и принято);
- годы активной деятельности - имеются в виду годы, когда вокалист поет уже не как любитель, а на коммерческой основе, когда его уже нанимают.
Фредди Меркьюри
Настоящее имя: Фаррух Булсара
Статус: не действующий вокалист
Годы жизни: 1946 - 1991
Годы активной деятельности*: 1969 - 1991
Основной коллектив: Queen
Певческий голос: баритон (лирбаритон)
Студийный диапазон (на слух): 4 - 4,5 октавы
Концертный диапазон (на слух): 2,5 октав
Читать о ФреддиБессменный вокалист Queen, который многого добился и в параллельных сольных проектах.
Фактически с Фредди и Queen для меня началась любовь к музыке, и я до сих пор очень высокого мнения об их творчестве, хотя мой кругозор, мягко говоря, стал значительно шире.
Меркьюри обладал совершенно необыкновенным голосом, причем, дело тут не в количестве октав или каких-то академических показателях, нужно смотреть правде в глаза - коньком вокалиста был сам тембр, окрас голоса, очень красивый и запоминающийся. Помимо этого Фредди - бесподобный артист, и я говорю не о сценическом таланте, что тоже было на ура, а о самом важном для певца артистизме - вокальном, удивительном умении так подать голосом текст, что каждое слово на физическом уровне оседает в душе слушателя. Технически это делают дикция и определенная артикуляция при исполнении, но по факту этому невозможно научиться в классе, с этим можно только родиться и развивать.
Мне кажется, именно без этого невозможно быть действительно великим.
Перефразируя Стивена Кинга "Вокалист поет не голосом, вокалист поет душой".
Меркьюри стал первым, кто показал мне это.
Сейчас речь о голосе, но всё же замечу, что помимо неординарных вокальных способностей, феномен Фредди составляло и то, что он был блестящим шоуменом, талантливым композитором и обладал выдающейся чуйкой на музыкальную моду. Не случайно, будучи, разумеется, рок-группой, Queen стиали феноменом и поп-культуры. Сейчас что-то похожее делают "Muse", но у них есть на кого равняться, а Queen были первопроходцами.
Смерть сделала Меркьюри ещё популярнее, увы, в том числе и среди тех, кто реально так и не понял кем он был. Мне не раз приходилось слышать, как с ним сравнивали поп-мальчиков, умеющих играть технически хорошим голосом октавы на три. Так вот, если вы реально слушали Мервьюри, то знаете, что по вокальной манере он был на все 100% истинным рок-вокалистом, причем, даже хард-рок вокалистом.
Так же, вопреки мнению многих, голос Меркьюри - достаточно высокий баритон с большим диапазоном.
Слабости у такого голоса, особенно без законченного образования по классу вокала тоже есть - хотя голос у Фредди достаточно сильный, на концерте его максимального диапазона даже близко не получите, в живую ему комфортно примерно на 2,5 октавах. Это удел баритона - более красивый тембр по сравнению с тенором, но куда меньшая гибкость (уникумы не в счет). Фредди не легко было сильно менять тональность, особенно вверх во время музыкальной фразы, он предпочитал сделать паузу и сменить тональность уже на новой фразе.
Тем не менее, поскольку Меркьюри был не только талантом, но и офигенным профессионалом, это не портит его живые выступления. Он прекрасно знает, как ему спеть "в живую" не хуже, а просто иначе с учетом сильных и слабых сторон своего голоса, ведь "профессионал" тем и отличается от талантливого любителя, что не имеет права на ошибку, а значит он всегда должен работать наверняка, даже если это означает, что какие-то эффекты из песни придется убрать (хотя вот нежелание Queen исполнять живьем переход из "Bohemian rhapsody" мне не совсем понятен, это вполне осуществимый концертный момент).
Вклад Меркьюри в рок-музыку и музыку вообще огромен, а его смерть трагична не только самим своим фактом, но и тем, что оборвала его творчество. Сколько бы он ещё успел сделать. Вполне возможно, что Фредди творил бы и сейчас, и это было бы чертовски интересно.
Тем не менее, он и так сделал столько, сколько по силам очень немногим.
Его голос вошел в историю, как один из самых красивых и удивительных голосов.
Берни Шоу
Настоящее имя: Бернард Шоу
Статус: действующий студийный и концертный вокалист
Год рождения: 1956
Годы активной деятельности*: 1974 - настоящее время
Основной коллектив: Uriah Heep
Певческий голос: тенор (драмтенор с умеренным серебристым окрасом)
Студийный диапазон (на слух): 3,5 октав
Концертный диапазон (на слух): 3,5 - 4 октавы
Читать о БерниБерни Шоу - удивительный вокалист. Наверное, из всех ныне живущих и действующих вокалистов, он ближе всего к Меркьюри в той подлинной страсти, с которой он поет. Более того, не уступает Фредди ни на йоту, хотя голоса у вокалистов более чем разные.
Меркьюри поразил меня сразу.
Понимание Шоу пришло ко мне со временем, но до такой степени, что именно этот человек является для меня любимым вокалистом.
Его немного странный, безусловно, красивый и очень сочный, яркий, но словно с оттенком горечи голос вползает в слушателя постепенно, опутывает, и если опутал, уже никогда не отпускает.
Голос Шоу - безграничная бездна, он обладает впечатляющей гибкостью и вариационностью, как в вокальном плане, так и в эмоциональном.
Этот замечательный вокалист родился между двумя поколениями деятелей рока - позже тех, кто составил первое поколение классического рока, но раньше чем музыканты "второй волны хеви-металла". Его голос идеально подходит для более сложной "первой волны", но может хорошо работать и на второй. Окончательный выбор он сделал лишь в 1986 году, присоединившись к Uriah Heep, группе даже более необычной, чем голос Шоу. Признанные классики рока, они никогда не были предметом такого массового культа как Black Sabbath, Queen, Deep Purple, хотя в творческом плане, на мой взгляд, эта группа значительно интереснее со своей удивительно своеобразной, узнаваемой и при этом очень разнообразной музыкой, существующей на стыке классического рока, прог-рока и арт-рока, что не мешало им заходить и на другие территории.
Есть отличные группы, у которых тем не менее по одной песне можно в общем составить представление о всём творчестве. Uriah Heep - воплощение противоположного принципа.
Исполнителя для такого охвата найти было не просто, особенно учитывая то, что первый вокалист группы Девид Байрон задал невероятно высокую планку не столько в плане голоса, сколько в яркости исполнения. Вероятно, именно поэтому после его ухода Uriah Heep сменили за 10 лет троих вокалистов, причем все трое были очень талантливы, но только с приходом Шоу вернулось какое-то неуловимое дыхание легенды.
В результате на данный момент из того самого первого поколения групп лишь Uriah Heep и Judas Priest стабильно сильны и в новом материале, и в гастрольной программе.
Но вернемся к вокалисту.
Слабые стороны тоже есть, куда же без них.
Единственное слабое место Шоу лежит не в области вокала, а в том, что в отличие от остальных участников моего списка, он не обладает выдающимися способностями композитора, хотя может писать на приличном уровне.
Так же, как и было сказано, он родился слишком поздно, чтобы быть первопроходцем, одним из тех, кто в принципе заложил основы исполнения в роке.
Что до вокала, то мне не приходилось слышать человека, которой "в живую" пел бы лучше.
Часто вокалисты не могут воспроизвести на концерте многие студийные наработки, с Берни Шоу ситуация отчасти обратная - он получает большую свободу для импровизации, и зритель с удивлением узнает, что его живой диапазон фактически шире, чем то, что зафиксировано на студийных альбомах, так что я до сих пор не знаю, где у Шоу реальные границы. Как только думаешь, что он не может уйти выше или ниже, выясняется, что он может.
В общем, это вокалист, голос которого, кажется, невозможно познать до конца.
Его подача материала, искусство сказителя, артикуляция и дикция восхитительны, каждое слово наполнено смыслом и чувством.
Берни Шоу - это сама песня, сама музыка.
Пожалуй, на данный момент Шоу - самый сильный действующий вокалист классического рока. Конечно, в его 63 года какая-то толика силы и гибкости голоса уже утрачена, но это незначительно. Он великолепен, а его голос - целый мир.
Ронни Джеймс Дио
Настоящее имя: Рональд Джейм Падавона
Статус: не действующий вокалист
Годы жизни: 1942 - 2010
Годы активной деятельности*: 1967-2010
Основной коллектив: DIO, Rainbow, Black Sabbath
Певческий голос: баритон (лирбаритон)
Студийный диапазон (на слух): 4 октавы
Концертный диапазон (на слух): 3 октавы
Читать о РонниРонни Джеймс Дио - абсолютная легенда рок-музыки и металла, человек, чьё влияние на формирование именно этих стилей трудно переоценить. Обладая поистине невероятным голосом, Дио был феноменальным поэтом-песенником с безграничной фантазией и способностью создавать целые миры.
Нынешнее поколение музыкантов росли уже даже не на Дио, на на тех, кто рос на тех, кто рос на Дио - настолько этот человек глубоко пророс в мир музыки.
Будучи на несколько лет старше, чем основная волна рок-вокалистов первого поколения, Дио шел абсолютно своим путем в мире музыки и манере вокала.
Этот человек обладал феноменально сильным и потрясающе красивым лирическим баритоном с большим диапазоном, он мог звучать как ангел и как дьявол. Такие голоса - редкость. В этой какой-то первородной красоте голоса из моего списка с Дио может поспорить только Меркьюри.
Артистизм голоса этого вокалиста тоже не имеет никаких границ, а учитывая то, что пел он почти исключительно свои тексты, порой понимаешь, как много потерял музыкальный театр в его лице.
Одного голоса было бы достаточно, чтобы молиться на Дио, но его карьера была под стать.
Ранние музыкальные проекты были интересны, но настоящий прорыв наступил, когда его дорожки пересеклись с молодым, но уже более успешным Ричи Блэкмором - лидер-гитаристом гремящих Deep Purple. Блэкмор создал собственный проект "Rainbow", куда и пригласил Дио, и хотя этот музыкальный роман не был долгим (я не случайно так пишу, отношения Блэкмора и его вокалистов всегда напоминаю этакий творческий роман, бурный и с непременным разрывом), этого хватило, чтобы вписать "Rainbow" в историю рока как одну из важнейших групп, а так же дать начало тому, что станет фэнтэзийным металлом. Если бы не было Rainbow, не пели бы сейчас Nightwish, Within Temptation и многие другие.
Мало того, что музыкально это было интересно, так ещё и Ронни Джеймс Дио получил возможность развернуться в мистических, магических, где-то с оттенком средневековья текстах. Его темы - это не эльфы и драконы, он скорее по реалистичному фэнтази, если так можно сказать.
За несколько лет в "Rainbow" им было написано феноменальное количество хитов, а его мощная, несколько отрывистая, припечатывающая и чутка "подонковская" манера с легкими переходами от нежнейшего чистого голоса к рыку превратилась в пример для подражания.
После расставания с "Rainbow", в которой Блэкмор немало достойного сделал и в последующие годы, Дио в лету не канул, напротив, продолжил вершить историю, сменив Оззи Осборна за микрофонной стойкой в "Black Sabbath", но дело было не только в микрофонной стойке. Оззи Осборн и Дио - яркие авторы материала, поэтому музыкально "Black Sabbath" с Осборном и с Дио - это очень большая разница.
Здесь Дио так же провел не очень много времени - давили преданные фанаты Осборна и ряд проблем в самой группе, однако, он успел записать с ними два культовых альбома, опять же с огромным количеством хитов, его магия здесь стала темнее и глубже. Без преувеличения можно сказать, что именно из музыки, созданной Дио в рамках Black Sabbath, и того, что делали "Judas Priest", родился классический хэви-металл "Iron Maiden" и подобных групп (который у нас долгие годы исповедовала "Ария") и все его производные.
Именно в Sabbath вокальная манера Дио оформилась окончательно.
Покинув и этот коллектив, вокалист продолжил делать то, что ему удавалось лучше всего - он сосредоточился на хэви-металле с оттенком мистицизма (хотя всё-таки он звучит по-особенному) уже в своей собственной группе "Dio", которая просуществовала до его смерти. Здесь он так же создал множество хитов и один из лучших концептуальных альбомов, что я знаю - "Magica", который элементарно дописать до полноценной рок-оперы. Так же уже в 90-х и 2000-х он временами сотрудничал с "Black Sabbath" (хоть и под другим названием, ибо Осборн по суду добился того, что без него в составе оригинальное название использовать невозможно).
В общем этот обладатель феноменального голоса буквально пропитал хэви-металл и симфо-металл насквозь.
Недостатки? О них даже неудобно.
Возможно, он достаточно узко ограничил себя в рамках выбранного жанра, возможно, он не пользовался в полной мере диапазоном голоса, потому что обычно этого просто не требовалось в песнях, но это был его выбор, его видение.
Одно можно сказать наверняка, Ронни Джеймс Дио принес в музыку больше магии, чем кто-либо другой, и оказал на нее огромное влияние. Интересно, что после его смерти, многие видные музыканты совершенно разных поколений выпустили очень удачные и сильные альбомы, в которых как на подбор слышалось влияние Дио, словно маленькие частички его души разлетелись по миру, чтобы зажечь искру вдохновения в сердцах людей.
Роб Хэлфорд
Настоящее имя: Роберт Хэлфорд
Статус: действующий студийный и концертный вокалист
Год рождения: 1951
Годы активной деятельности*: 1972 - настоящее время
Основной коллектив: Judas Priest
Певческий голос: тенор (драмтенор)
Студийный диапазон (на слух): 5 октав
Концертный диапазон (на слух): 4 октавы
Читать о РобеЕсли мы уж начали говорить о том, как на свет появился стиль хэви-металл, то продолжим разговор ещё одним вокалистом из моего списка - Робом Хэлфордом.
Вклад Ронни Джеймса Дио пропитал музыку шире, но как бы менее концентрированно, чем-то, что дал ей Хэлфорд. Его смело можно назвать отцом стиля хэви-металл, а так же именно он в ответе за классический кожаный прикид металлистов с многочисленными заклепочками, цепочками и прочими радостями.
Если на секунду отвлечься от музыки и поговорить о социальной сфере, то Хэлфорду тоже можно сказать спасибо - он достаточно сильно поспособствовал изменению образа "гея" в общественном сознании. В том, что теперь на экране мы видим ребят вроде Йена Галлагера и Микки Милковича, пришедших на смену образу исключительно "томной маргаритки", как мне кажется, есть заслуга этого музыканта.
В отличие от экстравагантного Фредди, Роб Хэлфорд всегда был тем, что среднестатистический любитель тяжелой музыки определит как "нормальный крутой мужик", с той только разницей, что он живет с другим мужиком. Хэлфорд никогда не был активистом гей-движения, но, как мне кажется, ему удалось показать людям нечто очень важное - то, что ориентация вообще не должна иметь значения где-то, кроме личной жизни человека. О своей он никогда не говорил, но при этом никогда её не скрывал, и, когда наконец всё стало абсолютно прозрачно, поклонники группы и просто любители музыки никак на это не прореагировали, потому что они знали и любили его, не "гея" или "натурала", а Роба Хэлфорда.
Но от социального к музыкальному.
Если и есть тип голоса, который просто создан для классического рока и классического металла, то это определенная категория драмтенора. Баритоны в основном не достаточно гибки, тенора - слишком "легкие" для такой музыки, так что относительно низкий драмтенор идеально попадает в цель, прибавим к этому то, что у драмтенора часто большой диапазон. Порой именно эти голоса обладают просто феноменальной гибкостью - на протяжении одной музыкальной фразы их обладатели почти играючи могут скакать по своему диапазону.
Роб Хэлфорд - из таких уникумов, со своими невероятными пятью октавами (чтобы вы понимали, это очень редко), причем, "в живую" у него уверенно как минимум 4 работают и скачет он по ним убийственно ловко, равных ему в этом просто нет.
Опять же, голос Хэлфорда не только гибкий, его вокал очень силен.
Что же до тембра и окраса, то как и с большинством драмтеноров, понимание красоты такого голоса приходит не сразу, но уж когда приходит, вы попались.
Исполнитель Хэлфорд тоже непревзойденный, он в каждом слове, он правит слушателями, пока звучит его голос - он царь и бог, каждое слово которого отпечатывается в сердце.
Помимо потрясающего вокального дарования, Роб Хэлфорд - более чем незаурядный автор песен, что помогло "Judas Priest" вознестись на самую вершину музыкального Олимпа, оказав просто невероятное влияние на стиль хэви-металл, фактически создав его.
Успешны были и сольные проекты вокалиста.
Ближе к середине 90-х Хэлфорд покинул "Judas Priest" в результате некоего назревшего внутреннего кризиса (через такие временами проходят все группы). Больших успехов без него группа не добилась и через несколько лет разошлась (хотя их флирт с гранжем интересен). Тем не менее, в середине 2000-х на дворе у фанатов "Judas Priest" настал праздник - коллектив решил вернуться с Хэлфордом в качестве вокалиста, и камбек оказался очень удачным - отличные новые альбомы, последний из которых вышел в 2018-ом, активная концертная деятельность. И это не нафталин для ностальгирующих, это мощная живая группа, а Хэлфорд, приближающийся к 70-ти, всё ещё невероятно хорош. Годы, конечно, берут своё, но дело в том, что 99%-там вокалистов никогда не звучать даже так, как он звучит в свои годы, а значит "богу металла" рано на пенсию.
Непревзойденный повелитель своего голоса с каким-то нечеловеческим диапазоном и гибкостью голоса.
Хайд
Настоящее имя: Хидэто Такараи
Статус: действующий студийный и концертный вокалист
Год рождения: 1969
Годы активной деятельности*: 1991 - настоящее время
Основной коллектив: L'Arc~en~Ciel
Певческий голос: баритон
Студийный диапазон (на слух): 4 октавы
Концертный диапазон (на слух): 4 октавы
Читать о ХайдеСамый молодой и неожиданный участник моего списка.
Остальные, скажем так, всё-таки представители более старшего поколения и имеют отношение к классическому року, Хидэто Такараи же почти всем им в сыновья годится, но, тем не менее, он входит в мою "пятерку" благодаря своему голосу, творчеству и значительному влиянию, которое он оказал на японскую музыку... хотя не только, чтобы понять это, достаточно услышать "Muse", которые явно знакомы с творчеством "L'Arc~en~Ciel", причем речь не только о музыке, но и в подходе к оформлению концертов и вообще определенном курсе.
Поговорим же о Такараи, более известным под звучным псевдонимом Хайд.
Если попытаться найти среди классиков наиболее близкую к нему фигуру, то это без сомнения будет Дэвид Боуи. Тут и достаточно похожие голоса (порой очень похожие), причем, заметьте, в моём списке Хайд, а не Боуи, которого я очень люблю, причина - голос Хайда сильнее, сочнее и он чисто технически лучше им владеет, при этом он не уступает Боуи в эмоциональности. Хайд - великий артист, это относится и к вокальному исполнению, и к подходу к имиджу, вообще к визуальной составляющей, что тоже роднит его с Дэвидом. Ещё один общий момент - это любовь к миксованию стилей и получению из этой смеси какой-то совершенно своей музыки, которую даже трудно классифицировать, хотя Хайд всё-таки больше тяготеет к тяжелому року, чем Боуи.
Что же представляет собой вокал Хайда?
Прежде всего, это это очень глубокий и насыщенный баритон. Такой совершенно баритонистый баритон. И тут одна особенность, носители японского языка хорошо владеют тонизацией своего голоса, поэтому, имея от природы сильный голос с хорошим диапазоном, Хайд может это использовать, достаточно легко поднимаясь куда выше, чем свойственно баритону. Гибкость его голоса так же поразительна для столь глубокого и низкого баритона, конечно, той легкости, которая есть у драмтеноров, у него нет, но хоть и звучит это своеобразно, перемешается по своему диапазону он легко.
Ну и чего не отнимешь, его голос феноменально красив, он настолько мощный, словно принадлежит двухметровому здоровяку, а не маленькому даже для японца Хайду.
Прежде всего этот невероятно голосистый японец в историю музыки входит как бессменный вокалист "L'Arc~en~Ciel" - самой успешной японской рок-группы. К слову, не совсем типичной рок-группы. Музыка "L'Arc~en~Ciel" - это своеобразный микс рок-музыки и поп-музыки с сильными нотками джаза и отдельными вкраплениями электроники, этакий арт-поп-джаз-рок, в каких-то альбомах они играют почти поп-музыку, в каких-то могут играть действительно тяжелый рок. Такая вариационность, талант, грамотно построенный имидж и поистине бешеная работоспособность возвели группу на самую вершину японской музыкальной сцены, да и в мире поклонников у них не мало, чего стоит концерт в знаменитом "Мэдисон Сквер Гарден" в Нью-Йорке.
Уникальный стилистический микс группы во многом возник из-за того, что образовали её равноправные и талантливые участники, чьи музыкальные пристрастия, как ни странно, не вполне совпадали, в итоге общий стиль родился на стыке их интересов.
Вероятно, поэтому, сделав группу невероятно успешной, все участники стали отдавать достаточно много времени сольной деятельности, причем более чем успешно.
Неутомимый Хайд обзавелся двумя популярными проектами - "Hyde" и "Vamps", которые ясно показали, что сам по себе он тяготеет к более тяжелой музыке, чем та, что он создает в рамках "L'Arc~en~Ciel".
На данный момент неугомонная 50-ти летняя легенда японского рока успешно совмещает все три группы, не хуже Мадонны чует музыкальные и модные тенденции и знает, как сделать настоящее шоу.
Подобно Дэвиду Боуи, Хидэто Такараи имеет успешный опыт работы в кино, и вообще, как гениальный британец, Хайд с самого своего дебюта в 1991 году был не только музыкантом, но и великим шоу-меном, идолом уже нескольких поколений, однако, как и Боуи, Хайд прежде всего очень талантливый и увлеченный музыкант, человек искусства, хоть и с деловой жилкой, и немного вечно восторженный ребенок.
Невероятно харизматичный и яркий исполнитель с потрясающим голосом и совершенно уникальной вокальной манерой. Хайд - это незабываемая и ярчайшая величина шоу-бизнеса.
Послушать вокалистов - yadi.sk/d/hM84byU3DpDi1A
Можно слушать он-лайн - просто дважды щелкаете на файле, или скачать всю папку или отдельные файлы.
@темы: Ronnie James Dio, Bernie Shaw, РОК, Hyde, Freddie Mercury, Rob Halford, любимые вокалисты, Музыка, искусство
Хотя по сама структура комментария кажется мне странной, отвечу на ваши вопросы.
1. В баритоны Фредди Меркьюри записан официально большинством голосов. Вы можете проверить интернет, проконсультироваться со специалистами по вокалу, и придете к тому, что он - баритон. Если в ком-то ещё можно сомневаться, то тут - без вариантов. Принадлежность голоса к баритону или тенору определяется не просто высотой доступных нот и тональностей, они вообще могут совпадать у баритона и тенора. У баритонов и теноров по-разному работают связки. Классическое закрепление нот работает только для оперных баритонов и теноров, там закреплено написание партий и четко выделен диапазон в 2 октавы на каждый тип. В рок-музыке всё иначе, большинство вокалистов классического рока имеют диапазон от трех октав, не считая фальцета, т.е. уже выходят за границы классических определений, что уж говорить об очень вариационных голосах.
Но диапазон диапазоном, а данные от природы связки остаются, они индивидуальны, но всё же их можно типировать. Баритон и тенор имеют разные окрасы, кроме того, они очень по-разному уходят на верхние ноты. У Меркьюри типично баритональный окрас голоса, у теноров такого не бывает, кроме того, его уход на верхние ноты так же типично баритональный. Т.е. это очень мягкий баритон (лирбаритон), но с очень большим диапазоном, кроме того, с сильным вибратто, характерным даже больше для женских голосов, вызванным скорее всего особенностями каких-то участков связок или гортани (Фредди был персом, у них встречается похожее вибратто на мужском голосе). Если смотреть концертные записи Меркьюри, легко заметить, что на студийные высокие ноты он вообще не уходит, меняя аранжировку. Кроме того, для Меркьюри очень нехарактерен фальцет, я даже не помню, чтобы он его использовал. Фальцет более типичен для тенора. В Queen фальцетные партии всегда исполнялись Тейлором, который как раз тенор.
2.И что такое диапазон на слух?
Это диапазон, который я слышу у вокалиста без специальной фиксации. Если вы много слушаете музыку, вы способны примерно определить его на слух, потому что есть композиции, где используются достаточно близко по времени друг к другу три октавы, вы получаете возможность послушать подъём, понимаете, разницу.
Если вам интересно, то измеренный аппаратурой диапазон Меркьюри - F2 - D6 (т.е. фа большой октавы - ре третьей октавы), т.е. зафиксированный аппаратурой диапазон между 3,5 и 4 октавами.
Насчет высоких нот... вряд ли можно сомневаться в том, что Девид Боуи - баритон, а верхняя нота у него такая же, и диапазон - даже несколько больше четырех октав.
И ещё нужно принимать во внимание, что рок - не опера, баритоны могут использовать какие-то приемы теноров, а тенора баритонов, но всё-таки чисто физически строение связок никуда не девается.
Вся эта информация доступна в свободном доступе.
Зарегистрированные аппаратурой диапазоны можно посмотреть на ресурсе The range planet (вот, например, страница по Меркьюри - therangeplanet.proboards.com/thread/218/freddie... ).
Безусловно, вы можете считать его тенором, но большинство музыкальных критиков, музыкантов, ученых придерживаются мнения о том, что его голос - баритон.