Очень давно хотелось написать об этом уникальном событии на московской театральной сцене, но руки не доходили, так что пишу только сейчас... после нескольких просмотров в разных составах (да. забрало сильно).
В 2019 году на сцене "Московского театра оперетты" появился настоящий шедевр - мюзикл "Ромео VS Джульетта. XX лет спустя".
Лично для меня этому мюзиклу удалось невозможное - он вошел в мой личный топ пяти лучших мюзиклов мира, пусть и на правах "младшенького" в семье, ТОП-5 - это серьёзно.
Музыкально он однозначно слабее своих товарищей по моему топу (но для понимания, остальные в топе, это мега-тяжеловесы - Jesus Christ Superstar, Phantom of the Opera, Notre Dame de Paris, Starmania), но по сочетанию музыки, либретто, постановки и работы актеров "Ромео VS Джульетта" прочно занял место в почетной компании.
Расскажу, что же это такое и чем настолько хорош мюзикл.
Мы знаем, что у того же "Московского театра оперетты" есть нашумевшие мюзиклы-события, изначально рассчитанные на то, чтобы быть хитами. Они масштабны, дороги, используют звездные приманки в кастинге, они хорошо написаны и скроены с явной оглядкой на канадский мега-хит "Notre Dame de Paris" и начавшие расти после его успеха как опята французские хитовые мюзиклы.
Это "Монте-Кристо", "Граф Орлов", свежая "Анна Каренина", все они написаны творческим дуэтом композитора Романа Игнатьева и либреттиста Юлия Кима, постановочная труппа так же неизменна. Они все хороши, качественны, но они не Notre Dame de Paris, на который они по сути равняются, и ни один из них не поразил меня как яркий лучик.
Хочется сказать словами Джокера - "Чего вы такие серьёзные?".
Этим мюзиклам-событиям не хватает безумия в хорошем смысле этого слова и самобытности... а вот "Ромео VS Джульетта" и того, и другого не занимать. Тут вместо пафоса прет драйв, чистый и незамутненный, потому что авторы категорически решают, что они пойдут своим путем, может сделают не идеально, но зато по-своему, и это абсолютно подкупает.
Прежде всего, конечно, дело делает и сюжет.
Положа руку на сердце, Уильям Шекспир - самый успешный автор в истории мировой литературы, любой кино сайт подскажет вам, что он - самый экранизируемый сценарист, а его пьесы категорически не сходят со сцены, бесконечно переосмысляются, принимают самые невероятные обличия, вдохновляют других талантливых авторов на создание значимых произведений мирового искусства, жанровый размах и мастерство реализации поражают до сих пор, этот человек создавал настоящие сценические блокбастеры несколько столетий назад, а они и поныне не утратили актуальности, его повороты сюжета, ритмика - они просто идеальны, лучше всего это понимаешь, если берешься перечитывать Шекспира, забыв о его "звездном" статусе, а просто как обычного автора. Одним словом гений, у которого великое и увлекательное шли рука об руку.
При всём уважении, заведомо мрачные и депрессивные "Монте-Кристо", "Анна Каренина" и исторический "Граф Орлов" не обладают сюжетным изяществом "шекспировщины", просто рожденной для сцены.
И вот тут фокус - создателям "Ромео VS Джульетта" удалось невероятно точно ухватить шекспировскую манеру и тон, причем я не говорю о блестяще стилизованных диалогах и тестах музыкальных номеров (заслуга либретто - драматурга и поэта Карена Кавалеряна), удалось ухватить саму суть структуры сюжета и развития действия гениального автора. При просмотре ловишь себя на мысли, что, если бы в последний момент Шекспир решил сохранить жизнь своим знаменитым героям, а потом вознамерился продолжить историю, он написал бы именно так. Слово в слово.
Шекспир безусловно одобрил бы авторов, которые предлагают вниманию зрителя увлекательную и куртуазную историю о дальнейшей судьбе Ромео и Джульетты, умудряясь написать её с потрясающим сочетанием иронии и юмора с романтикой и драматикой, причем сделать это одновременно очень в духе шекспировской эпохи и современного стим-панка. Построение сюжета потрясающе идейно близко шекспировким "Двенадцатой ночи", "Буре", "Сну в летнюю ночь", да и самой "Ромео и Джульетта" в его первой половине, где по классическим канонам есть место и шуткам и легкому тону.
Следующий компонент - это сама музыка, автором которой является Аркадий Укупник (да, мы все помним "я лучше съем перед ЗАГСом свой паспорт"). Для Укупника это первый опыт подобного рода, но я очень надуюсь, что он свои эксперименты продолжит, потому что это лучшее, что было написано для отечественного музыкально театра за последние пару десятков лет. Конечно, это не Эндрю Ллойд Уэббер, это проще, но, тем не менее, очень и очень хорошо. Во-первых, Укупник идет правильным путем, он не опирается на "французскую" манеру построения мюзиклов, которая стала мега-популярна в последние два десятилетия и которая фактически сводится к чередованию полноценных песен, которые с успехом могут крутиться и на радио, а склоняется к классической схеме написания музыкального произведения (в том числе и мюзикла), где у персонажей есть собственная тема, где есть диалоги и интермедии и проч. Помимо этого, пишет он может и достаточно просто, но при этом ярко и разнообразно, так что арии очень легко оседают у вас в голове. Словно и этого мало, Укупник вслед за либреттистом и постановщиком частично стилизует музыку под эпоху Шекспира, что тоже работает прекрасно. Да и порой выдают герои такие меткие фразочки, которые явно без влияния Укупника не обошлись.
Всё выше описанное уже невероятно, но в случае "Ромео VS Джульетты" произведение получило ещё и отличную постановку, просто идеальную, если у самого мюзикла и есть недостатки, они абсолютно нивелируются его сценическим решением. У постановщика Алексея Франдетти просто железная хватка в хорошем смысле слова - ритм, который он задает, его режиссерские находки, работа его команды - художников, костюмеров, хореографа, мастеров по свету просто невероятна. Этот человек на сцене умудрился использовать даже частичный стоп-кадр и сделать это идеально вовремя!
"Ромео VS Джульетты" не ставит себе задачей поразить вас своим величием, подчинить себе, цель этой постановки - увлечь вас, чтобы вы на два с лишним часа буквально провалились в сиквел мировой классики, сидели с открытым ртом, смеялись вместе с героями и переживали за них, а переживать вам тоже придется.
Теперь немного о сюжете.
Что же случилось такого через эти 20 лет?
Мы оказываемся в Генуе. 20 лет назад Ромео и Джульетта чудом избежали смерти от кинжала и яда, а значит Монтекки и Капулетти не примерились над мертвыми телами своих детей, вместо этого, возможно, наши герои оказались в ситуации куда более трагичной, чем быстрый уход из жизни - 14-тилетняя девочка, которая ждала ребенка, и 16-тилетний мальчик, который теперь вынужден пробивать дорогу в жизни себе и своей семье, в чужом краю, одни на милость судьбы. Яд и кинжал явно были более легким вариантом.
Они выдюжили, но какой ценой.
Джульетта - уважаемая сеньора и, как бы сейчас сказали, светская львица, Ромео - главарь банды и контрабандист. Вместе они воспитывают чудесную дочь Виолетту, но за 20 непростых лет у них накопилось чертовски много претензий к друг другу. Так много, что великая любовь грозит окончательно превратиться в ненависть. Основная претензия Джульетты в том, какой образ жизни избрал её муж, основная претензия Ромео в том, что она не понимает, что только этот выбор и позволил им выжить тогда и позволяет ей сейчас устраивать балы, как любой уважаемой сеньоре.
Но здесь в дело вмешивается... сам Билл Шекспир, однажды решивший проведать своих героев и узревший, до чего дошло. В том, чтобы развернуть сюжет, куда нужно, ему нет равных, тем более, что на руках достаточно козырей - благородный Дож Генуи, давно влюбленный в Джульетту, страстная красавица Кармелла, мечтающая без остатка заполучить Ромео, и очень вовремя прибывший в Геную сын Париса Франческо, который без ума влюбляется в Виолетту. Любовь, ревность, интриги и немного криминала, сам Шекспир прекрасно понимает, что всё это "он уже где-то говорил", но какая разница, если история то выходит отличная, причем на этот раз, она, возможно, даже о более великой любви, потому что любовь эта уже не наивна, она - выстраданная и хлебнувшая лиха.
Оживляют этот шедевр невероятно яркие и полнокровные персонажи, причем, актерский состав тоже опасно близок к идеалу, герои сидят как влитые.
Поскольку, как вы понимаете, всё это отчасти агитка, позволю себе дать рекомендации по актерскому составу.
Прежде всего, оговорюсь, по сути "Ромео VS Джульетта" хорош в любом составе, все исполнители - талантливые актеры с прекрасными голосами, но вы же понимаете, что на ком-то роль может сидеть лучше, на ком-то хуже.
Итак, в "Ромео VS Джульетта" есть как закрепленные сочетания исполнителей, так и переменные. Как правило на каждого персонажа есть два варианта исполнителя, и тут вырисовывается базовая схема - четыре исполнителя прочно повязаны между собой - Ромео, Джульетта, Дож и Шекспир (ака Человек в черном, возрадуйтесь фанаты "Темной башни"... шучу).
Так что для удобства назовем это:
Состав 1 - Ремчуков/Лукоянова/Катырев/Бабик
Состав 2 - Ермак/Мельник/Викулов/Кирюхин
Насколько я знаю, многие с одержимостью ломятся на состав с Ермаком, потому что он вроде как звезда мюзиклов, сериалов и любимец женщин, но мои симпатии и симпатии всех, кто ходил со мной, целиком и полностью с Составом 1, я настоятельно рекомендую идти именно на него.
Почему?
Кирюхин и Бабик оба действительно хороши в роли Шекспира. Просто шикарны. Возможно, мне несколько больше нравится вокальное исполнение роли Александром Бабиком, но Владислав Кирюхин - потрясающий актер, тут он несколько ярче. Так что "Шекспиры" примерно равны в своём поединке.
Мельник и Лукоянова обе совершенно бесподобны в роли Джульетты. Честно говоря, мне чуть-чуть больше нравится Наталья Мельник, просто потому, что она мне очень нравится и по вокальным данным, и как актриса. Но повторюсь, прекрасны обе, и этим перевесом симпатий мне приходится жертвовать, потому что... и тут мы подобрались к сути проблемы, в моих глазах в Составе 1 на голову удачнее Ромео и Дож, очень сильно.
Дож должен просто совершенно сбивать с ног, он - идеал. Красив, благороден, умен, силен, зритель настолько должен быть покорен им, чтобы даже где-то хотеть, чтобы Джульетта выбрала его, вопреки тому, что Ромео и Джульетта - это аксиома.
Викулов хорош, но с ног не сбивает. Катырев сносит бронепоездом. Дополнительно работает и очень красивый своеобразный баритон актера.
Ну и, наконец, главный пункт - Ромео. Музыкальный театр - это всегда вкусовщина. поэтому буду говорить о своём впечатлении и своих знакомых, видевших обоих исполнителей в роли. Для нас - категорически и только собственный актер театра Ремчуков.
Тут работает сразу несколько факторов.
Во-первых, вокальный. Да, оба исполнителя прекрасные вокалисты, но у них разные голоса и манеры пения. У Ермака голос - тенор, совсем классический тенор, причем того тембра, который мне не очень нравится. При этом у него манера пения хотя и профессиональная "мюзикловая", но с окрасом исполнения популярной музыки (т.е. есть определенные манеры артикуляции и произношения музыкальной фразы, характерные для оперы, оперетты, рок-музыки, поп-музыки, джаза, соула, блюза и проч.), в роли Ромео я у Дмитрия Ермака слышу стандартную поп-манеру, которой учат все уважающие себя учителя по вокалу, в том числе вижу в 90% случаев нелюбимую мой активную "тряску челюстью", но повторюсь, многие эту манеру любят. Однако. дело в том, что как раз у Ромео в мюзикле партии временами достаточно сильно подходят к рок-музыке, они самые сложные и драматичные, и окрас поп-манеры не кажется мне здесь уместным.
У Ремчукова, насколько я слышу, скорее драм-тенор, т.е. сам по себе голос ниже и глубже, но с достаточным диапазоном для ухода на нужную высоту. Голос этот более интересно окрашен. При этом исполнитель очень легко меняет окрас манеры - от классического исполнения мюзикла с базой на оперетте до роковых элементов вокала, проще говоря, я слышу больший вокальный, стилистический и эмоциональный диапазон, на мой взгляд, тут речь идет о лучшем владении голосом, и всё это на тембре, который мне в принципе нравится больше, и больше подходит для исполнения достаточно драматичной вокальной партии Ромео.
Второй фактор - это уже то, что видят глаза.
Опять же оба играют отлично, но в версии Ермака есть какой-то перебор нотки "я страдаю", мне куда ближе версия Ремчукова, который страдает как-то более внутренне, хоть и не в ущерб эмоции, а потому более правдоподобен в роли крутого мужика и контрабандиста, этакий "сын анархии" образца XVI века. Если в Ермаке временами я вижу какой-то "гардемариновский" порыв, то Ремчуков при безукоризненно-классическом вокале в разговорные диалоги добавляет капельку ленивой "падонковости", которая диво как идет персонажу, есть это и в пластике, потому что если у Ермака пробивает "я знаю-что-половина-женщин-в-зале-меня-любит", то у Ремчукова это "я-плевал-на-вас-всех", что опять же конкретно в этой постановке мне видится более уместным. Дополнительно о пластике, Ремчуков чувствует себя как-то свободнее в "батальных" сценах. В моменте, когда Ромео и Дож близки к тому, что бы пойти в рукопашную, Ремчукову и Катыреву действительно веришь, что они сейчас набьют друг другу морду, несмотря на то, что жанр вроде как не о том, т.е. они необыкновенно реалистичны в сцене, где их еле удерживают от драки.
Ну и последним пунктом, чисто внешне, поскольку любимый многими зрительницами Ермак совершенно мимо моего вкуса, а значит равен в состязании, более крупный и высокий Ремчуков смотрится для меня в этой роли более выигрышно, плюс симметрично на сцене получается, что Ромео и Дож оба высокие.
Кратко пройду по остальному совсем центральному составу (в очередной раз повторю, хороши все, но всё-таки предпочтения у меня есть):
Брат Лоренцо - Беспалов и Голубев. Играют совершенно по-разному, но оба очень хороши.
Парис - Маковский и Новиков, абсолютно бесподобны оба.
Кармела - Голубева и Чуракова. Хороши обе, чисто визуально больше нравится в роли Голубева, просто как-то больше ассоциируется с персонажем.
Фелиция - Гулиева и Меркулова. Больше нравится Гулиева.
Джованни - тут ничего не могу сказать, упорно попадаю на Лебедева, в роли нравится.
Виолетта - опять же, не скажу, попадаю на Иващенко. В роли нравится, истинная дочка своих родителей (больше в папу).
Франческо - Казьмин и Розин, играют оба отлично, но вокальному исполнению больше понравился Розин, такое впечатление, что ему по голосу партия лучше подходит.
Секретарь Дожа - попадаю на Грабовского, хорош.
Адъютант Париса - Фролов и Оробей, оба хороши (трио Парис-Адъютант-Рюмка с нами навеки).
Про хор, кордебалет и оркестр я молчу, потому что это "Московский театр оперетты" - это высший класс.
Резюмируя, "Ромео VS Джульетта" - это настоящее достижение нашей сцены, великолепный мюзикл и великолепная постановка. С моей точки зрения, куда более интересное зрелище, чем французский классический "Ромео и Джульетта".
Этот мюзикл заслуживает перевода на другие языки и постановки по миру.
Он самобытный, смелый, дерзкий, пронзительный, мудрый, романтичный, страстный, у него есть шарм и кураж.
И, ну реально, Шекспир и Happy End - ДАЙТЕ ДВА.
Очень надеюсь на дальнейшие свершения от создателей этого мюзикла, потому что это по-настоящему захватывает.
Пожалуй, шедевр!
"Послушайте историю, которая случилась через 20 лет..."
И как намек, 24.02.2021 играет состав, за который можно убить!
Представление персонажей на поклоне и возможность немного послушать музыку.
Сперва выходит кордебалет и хор.
Далее:
Адъютант Париса
Секретарь Дожа
Парис
Брат Лоренцо
Фелиция
Джованни
Кармела (под свою тему)
Дож (под свою тему и отчаянные женские крики)
Виолетта и Франческо (под свою тему)
Ромео и Джульетта (под свою тему и общее ликование)
Шекспир (под основную тему)