ССЫЛКА НА ОБЩЕЕ ОГЛАВЛЕНИЕ ПОСТОВ С МИНИ-ОБЗОРАМИ
В этом посте: Грошовые ужасы. Сезон 3; Последователи. Сезон 3; Лютер. Сезоны 4, 5; Борджиа (Тома Фонтаны). Сезоны 1-3; Гоголь. Сезон 1; Гоголь.Начало; Гоголь.Вий; Гоголь.Страшная месть; Шерлок в России; Фитнес. Сезоны 1-4
Мини-обзоры - часть 17
340. Грошовые ужасы. Сезон 3 (Penny Dreadful. Season 3), 2016 год
Критическая оценка - *****
Зрительская оценка - *****
Финальный сезон одного из лучших сериалов современности, полностью закольцовывает композицию рассказываемой истории, достигая каких-то небывалых высот в воссоздании на экране своего рода новой волны классического британского романтизма конца XIX-го века, где никто долго и счастливо не живет.
Расхожая фраза «Самая темная ночь – перед рассветом» подходит сюда как нельзя лучше, на такую глубину ныряют «Грошовые ужасы».
Безусловно, с самого начала это был сериал темный, жесткий и печальный (однако, что радует без нарочитого утрирования безнадеги, тлена и скверны), но, как и положено драматическому произведению, сериал к финалу заметно тяжелеет в хорошем смысле слова. Вообще, к сожалению, очень многие даже хорошие сериалы садятся в лужу со своими финалами, другим удается закончится достаточно достойно, но лишь очень немногие имеют финал, который словно закольцовывает какую-то цепь и пускает по ткани всего сериала какой-то дополнительный ток. К числу этих уникумов принадлежат «Грошовые ужасы» - как только экран темнеет после финальной серии какие-то последние кусочки невыразимой, неземной красоты витража словно встают на свои места, вы, наконец, видите полную картину и замираете в восхищении.
Третий сезон не признает компромиссов, он расставляет все точки на i, убеждая вас в том, что вампиры первого сезона и ведьмы второго – это не случайный выбор, как не случайны и разговоры об Амунет, Волке богов и все упоминавшиеся легенды. Всё, что казалось вам несущественным или недостаточно существенным, обретает смысл и глубину в этой последней и самой страшной главе истории… о Конце Света.
Наконец-то мы в полной мере видим, о чем были древние пророчества и какой силой обладает Ванесса Айвз.
Герои вновь показывают себя с очень неожиданной стороны, доказывая ещё раз насколько они неоднозначные, живые и не одномерные. Чего стоит только неожиданная помощь Виктору Франкенштейну со стороны Дориана Грея. Мы видим бесконечно прекрасные новые грани. Более того, в третьем сезоне в историю входит несколько сильных и интересных персонажей, у которых своя роль в грядущем конце света.
Большая часть третьего сезона смотрится чуть менее напряженно, чем предыдущий второй, так как действие во втором сезоне было очень консолидировано, в третьем же мы какое-то время наблюдаем за персонажами, разведенными действием на максимальные расстояния, но наконец они снова собираются для гениального финала, и это действительно гениально, потому что сериал правдоподобно умудряется показать настоящий конец света, который начался, но всё же не произошел (нет, это не спойлер, потому что мы то с вами все живы), и сделал это сериал не привлекая альтернативную историю, грамотно вписав всё в исторические реалии. Браво.
Последний сезон наиболее ярко высветил то, о чем на самом деле «Грошовые ужасы» - о личном выборе, личной ответственности человека, который является решающим даже тогда, когда вроде бы человек или не совсем человек полностью становится заложником обстоятельств, когда против него всё – его природа, его предназначение и весь мир. «Грошовые ужасы» о том, что собственный выбор человека способен сломать пророчества и предназначения, даже если придется заплатить очень высокую цену.
Это, в сочетании с какой-то запредельной визуальной красотой заключительных сцен, делает Penny Dreadful единственной абсолютной иконой современного классического темного романтизма, не стилизацией, а истинным романом (кинороманом) той эпохи.
Единственном в своём роде.
Финал «Грошовых ужасов» шикарен и идеален, но при этом у него есть одно неожиданное достоинство – это финал истории под названием «Грошовые ужасы», они закончились абсолютно и бесповоротно, но авторы оставляют для себя возможность рассказать когда-нибудь новую историю – не сезон 4, а скорее «Грошовые ужасы 2».
В итоге в моих глазах в рамках своего жанра трехсезонный сериал Showtime «Penny Dreadful» оказался абсолютным победителем – захватывающим жанровым действом и произведением искусства одновременно, рассказавшим захватывающую историю о людях и нелюдях, об истинной любви, какой давно не видел кинематограф, легендах, добре и зле, конце света и силе выбора, способного разбить цепь предназначения.
Просто… БРАВО!!!
341. Последователи. Сезон 3 (The Following. Season 3), 2015 год
Критическая оценка - *****
Зрительская оценка - *****
Мой обзор второго сезона «Последователей» заканчивается фразой «Ждем третий сезон и надеемся, что авторы нас не разочаруют».
Собственно, они и не разочаровали, жаль лишь, что этот сезон стал для «Последователей» последним.
Забегая немного вперед, я сразу скажу одну вещь о финале. Совершенно очевидно, что создавший «Последователей» Кевин Уилльямсон не собирался заканчивать эту историю после трех сезонов. Не совсем понятно, на какой стадии канал принял решение о закрытии сериала, но авторам удалось очень грамотно оформить концовку. Она получилась логичной, сильной, но, благодаря тому, что авторы явно знали, что будет дальше, опытный зритель чувствует, что это скорее конец первой книги трилогии, что-то в этом роде – произведение законченное, но авторами явно продолженное.
От себя скажу, что в случае с «Последователями» я в первых рядах побегу в книжный, если Уилльянсон решит написать продолжение в виде романа, что, увы, маловероятно.
Итак, теперь собственно по самому сезону.
Ещё после первого сезона стало ясно, что «Последователи» - это сериал, способный существовать только при условии его сильного изменения от сезона к сезону, он не имеет права повторяться, в каждом сезоне должна быть новая игра с новыми правилами, и речь не идет о вводе каких-то новых маньяков с новыми ритуалами, речь о принципиальных структурных изменениях мира сериала и расстановки сил.
Прежде всего, если говорить о «Последователях» как о триллере, они вводят нового антагониста – жестокого и неуловимого серийного убийцу Тео (Майкл Эйли), опосредованно, но значительно для истории связанного с Джо Кэрроллом. И история смертельного противостояния Райна и его команды этой новой угрозе сама по себе могла бы стать сюжетом отдельного сериала, но для третьего сезона "Последователей" это лишь важный компонент.
Второй важнейший компонент – это расширение мира, который окружает Джо Кэрролла. Одиозный убийца, оказывается лишь очень своевольной и более того нестандартной частью чего-то большего, чего-то более страшного, и это страшное начинает очень интересовать Райна Харди на его же голову.
В-третьих, и это чуть ли не главное, дальнейшее раскрытие и развитие характеров главных героев – Райна Харди и Джо Кэрролла. Их странные, потрясающе тонко выписанные взаимоотношения, балансирующие на всех возможных неудобных гранях (но никогда не позволяющие себе пересечь эти грани… и оттого ещё более неудобные) в третьем сезоне просто расцветают, от них глаз оторвать невозможно. Невозможно определить, охарактеризовать, понять в полной мере, но вот почувствовать и прочувствовать – это да.
Лучше всего, наверное, сформулирует это Джо Кэрролл, когда назовет Райна Харди своей «родственной душой» (соулмейт), и действительно, мы видим именно это, просто по какой-то насмешке судьбы разведенное по разные стороны баррикад.
Финал третьего сезона «Последователей» - это финал истории Райна и Джо, какой мы её знали.
Кто-то скажет, что это финал их истории вообще, но я не могу с этим согласиться.
Как минимум, Джо навсегда изменил что-то в Райне – агента Харди больше нет, как максимум, те ключи и зацепки, которые разбросаны по сезону, появление в сюжете могущественного тайного общества, заставляют предположить, что в четвертом сезоне мы бы снова увидели Джо Кэрролла.
Но увы, мы оставляем Райана Харди в начале новой удивительной охоты, о которой мы уже не узнаем, если конечно кому-то не придет в голову светлая мысль снять продолжение или выпустить серию книг. Тем не менее, само осознание того, что нам рассказали одну историю до конца, а где-то там дальше разворачивается следующая захватывающая история, почему-то греет душу.
Где-то там идут навстречу друг другу Райан Харди и Джо Кэрролл…
342. Лютер. Сезон 4 (Luther. Season 4), 2015 год
Критическая оценка - ***
Зрительская оценка - **1/2
«Лютер» - прекрасный пример того, что порой возвращаться не стоит.
Как минимум, если ты потерял волну, или у тебя нет времени, или нет достойной идеи.
Очевидно, какой-то из этих недугов поразил создателей сериала «Лютер», когда они решили продолжить успешные три сезона после двухлетнего перерыва.
Получилось крайне невнятно.
Как всегда в «Люторе» параллельно мы наблюдаем развитие двух историй – собственную историю Джона Лютера как человека и историю его охоты за серийным убийцей-каннибалом как полицейского. Вторая хоть и не блещет оригинальностью, вполне компетентна и делает своё дело, но вот с первой в этом сезоне – треш.
Начинается всё относительно неплохо – с ушедшего в самоволку Лютера, который возвращается «в мир» после того, как узнает о смерти Элис. И вот тут начинается какой-то ужас. В предыдущих сезонах нам частенько показывали, что у Лютера достаточно связей в преступном мире, однако, этот сезон совершенно внезапно выворачивает ситуацию так, что Элис – вообще как-то сильно вовлечена в преступный мир (хотя три предыдущих сезона она была сильна именно отсутствием связей с кем и чем либо), а тут она замешана в дела мафии. Поиск её убийц переводит историю Лютера куда-то на поля Бонда, что сериалу, во-первых, банально не идет, во-вторых, авторы не умеют с этим работать и путаются в показаниях. Характер самого Лютера, опасного хищника со значком, трещит по швам, он превращается в какую-то истеричку.
Ритмика повествования оставляет желать лучшего.
Короче, насколько хороши были первые три сезона, настолько плох этот.
343. Лютер. Сезон 5 (Luther. Season 5), 2019 год
Критическая оценка - ***1/2
Зрительская оценка - ***1/2
После своей позорной посадки в лужу, «Лютер» взял почти четырехлетний тайм-аут.
Что же мы имеем как результат?
Авторы поняли, что халтурить и почивать на лаврах – плохая идея, в результате пятый сезон на порядок лучше 4-го сезона. Структура выровнялась. Связи Лютера с преступным миром стали более четкими, а характер детектива более менее вошел в нормальное русло. Кроме того, возвращается Элис, но авторы почему-то по-прежнему не желают объяснить, каким образом социопатка, убившая родителей, умудрилась стать заметной фигурой в разборках мафии, это как-то совершенно остается под радаром и потому есть ощущение «вне характера».
Традиционно для «Лютера» у нас опять его собственная история и история охоты на жестокого серийного убийцу. В этот раз триллерная часть действительно хороша и заслуживает внимания, кроме того, у Лютера появляется новая напарница, которая разрывается между восхищением им как детективом убойного отдела и необходимостью следить за ним в рамках внутреннего расследования.
Личная история Лютера значительно лучше, чем в прошлом сезоне, но закидоны с Элис (словно нам что-то забыли показать) и некоторые шероховатости мешают.
В этом сезоне Лютер вновь встает перед выбором между тем, кто он всё-таки в первую очередь – офицер полиции, стоящий на страже закона, или опасный и страстный зверь в городских джунглях.
Ползвезды снимаю за финал, одно дело – выбор, другое, какое-то морализаторство, которое сериалу совсем не к лицу и резко противоречит тому, что мы видели в оригинальных трех сезонах.
Стоит ли ставить на «Люторе» крест?
Сложно сказать, учитывая, что пятый сезон значительно лучше четвертого, однако, даже так, лучше бы этих двух сезонов не было.
344. Борджиа. Сезон 1 (Borgia. Season 1), 2011 год
Критическая оценка - *****
Зрительская оценка - *****
Это тот случай, когда оригинальное название, указанное в скобках очень важно.
«Борджиа» - тот случай, когда, прежде чем говорить о сериале, нужно уточнить, о каком именно и как так странно вышло, что существуют два шедших одновременно сериала «Борджиа» - американо-канадский сериал Нила Джордана «The Borgias» и европейский сериал Тома Фонтаны «Borgia».
Речь сейчас у нас пойдет именно о сериале «Борджиа» Тома Фонтаны.
Итак, в 2011 году зрителя прилично удивили и сбили с толку релизом сразу двух сериалов «Борджиа». Временами такие казусы в мире кино случаются – прежде чем воплотится на экране некая идея, порой, ходит по продюсерам и студиям, и западает сразу в несколько голов по разным причинам. В большинстве случаев, все проекты, кроме одного самого живучего, затухают, но иногда случаются «Армагеддон» и «Столкновение с бездной». В большинстве случаев ни один из проектов нельзя обвинить в воровстве, ведь на изначальной идее очень много всего наращено, но иногда имеет место быть и бесчестное поведение. В случае с «Борджиа» всё честно, просто так совпало.
Как бы там ни было, один из легендарных шоураннеров американского ТВ Том Фонтана очень долго вынашивал идею создания сериала о семействе «Борджиа», но его видение не заинтересовало каналы на родине, поэтому реализовывать их ему пришлось в Европе. В тоже время европеец Нил Джордан давно мечтал поставить полнометражный фильм о Борджиа, но канал Showtime предложил употребить его видение для производства сериала. Showtime скорее всего ожидали, что их выход на рынок со своим сериалом, ещё на этапе производства заставит Canal+ и Фонтану отказаться от работы над своей версией, но этого не произошло. Как люди творческие Фонтана и Джордан даже встретились, чтобы понять, не смогут ли они объединить проекты, но оказалось, что их видение истории Борджиа совершенно не совпадает.
Сейчас вы наверное думаете, что я буду ругать американский сериал «Борджиа». Нет. Совершенно не буду. «Борджиа» Нила Джордана – это очень качественный и дорогой исторический сериал, ритм повествования в нем ровнее, чем в европейской версии, бюджет ощутимо больше, а Джереми Айронс прекрасен по определению, но… мои симпатии целиком и полностью с европейским сериалом «Борджиа», потому что он сильнее в тех пунктах, на которые я обращаю внимание, которые я высоко в сериалах.
Прежде всего, нужно понимать, кто такие Нил Джордан и Том Фонтана, вставшие у руля проектов.
Нил Джордан – кинорежиссер, чья специализация скорее непростые мелодрамы, отягощенные различными социальными, философскими, порой и кровавыми мотивами, но всё же мелодрамы. Тем не менее, он снял один из самых совершенных фильмов в истории кинематографа – «Интервью с вампиром», но тут не только его заслуга, тут просто всё совпало. Тем не менее, мы говорим о эстете, который не привык работать в большом формате.
С другой стороны у нас Том Фонтана, который является именно профессиональным шоураннером, который знает, как вести огромною махину сериала. Как и большинство шоураннеров, Фонтана – сценарист по первой профессии, а значит, все его сериалы содержат огромное количество именно его идей, а на идеи он богат. Его специализация – остросюжетка, убийства, интриги, расследования, кровь и пот, что и его «Борджиа» делает остросюжетными. Сейчас Том Фонтана воспринимается скорее как динозавр ТВ, его имя не очень на слуху, потому что он несколько отошел от дел, слишком уж для нынешних времен он нетолерантен, неполиткорректен и не готов идти на компромиссы. Но вам необходимо знать, что именно Фонтана – один из тех, кто создал современный тип сериала, тот, который мы стали предпочитать кино. Он из тех бесстрашных первопроходцев, которые не признавали границ, которые устанавливали идеалы и планки на новой территории, писали каноны. На тот момент, когда он решился на «Борджиа», Фонтана вообще мог уже потчевать на лаврах, после того, как создал легендарный «Убойный отдел» - один из первых и самых успешных процессуалов современного типа, более жесткий и сложный, чем большинство его собратьев по жанру, давший толчок таким сериалам как легендарная «Прослушка», «Щит» (а соответственно и «Сыны Анархии), «Южная территория» и многим другим. Однако, этого Фонтане оказалось мало, и он создал сериал, навсегда изменивший телевидение – первую настоящую многосезонную телевизионную драму с абсолютно сквозным сюжетом. Это была легендарная «Тюрьма ОЗ», которая вместе с вышедшим через пару лет не менее легендарным «Кланом Сопрано», на долгие годы сделала НВО непререкаемым авторитетом в мире этого нового типа сериала – со сквозным сюжетом, сложной историей и драматургией. Так что, по сути Том Фонтана – это отец всех драконов мира, друзья мои. «Тюрьма ОЗ» не только установила новый формат, она совершенно расширила границы того, что есть телевидение, в какие глубины человеческих душ нырял Фонтана, какие высоты брал в поворотах сюжета, как шокировал зрителя и выворачивал наизнанку само бытие… Увы, в наш политкорректный век, современные сериалы НВО утратили этот бунтарский дух и настоящую бескомпромиссность. Та же «Игра престолов» - нежный лепет по сравнению с «ОЗ» при том, что и бюджеты не сопоставимы, и обнаженки и убийств формально больше. Но формально, это ещё не всё. Ухватить зрителя за самый нерв – это особый талант, и Фонтана обладает им в полной мере.
Да, знаю, много не по теме, но вы же должны понимать, что фигура рассказчика очень важна, а Том Фонтана – это великий рассказчик.
Столкнувшись в эфире два сериала «Борджиа» естественно обескровили друг друга, зрителю пришлось выбирать, соответственно, оба недополучили зрителей, что поставило крест на изначально планировавшихся для обоих сериалов пяти сезонах, оба закончились после трех.
И вот тут первый важный момент: американская «Борджиа» фактически прерывается после третьего сезона, Фонтана же, явно болеющий за своё детище, берет тайм-аут, режет по живому, несколько сбивает темп, но умудряется грандиозно рассказать свою историю полностью за три сезона. Согласитесь, это как-то честнее по отношению к зрителю.
Второй момент, который работает именно для меня, это меньшая мелодраматичность и большая остросюжетность «Борджиа» Фонтаны.
И, наконец, третий огромный момент, именно обычно определяет то, какой сериал предпочитает зритель – историческая достоверность.
Прежде всего, сделаю оговорку. Речь не идет об абсолютной исторической точности деталей. Собственно, такая точность не главное, потому что никого из нас всё равно на месте событий не было, и даже самый дотошный исторический консультант не поставит картинку на все 100%, всегда будет какое-то допущение, главное, чтобы соблюдалась определенная степень. Данные о многих исторических событиях тоже точными не назовешь, поэтому авторы имеют простор для маневра.
Историческая достоверность – другое дело. Это создание самой среды и атмосферы, на это нужно коллосальное умение ориентироваться в материале и коллосальное желание понять то время. Здесь «Борджиа» Фонтаны для меня выигрывает. Showtime сделали свой сериал ближе к зрителю, понятнее ему. Его легче смотреть, так как в интригах меньше фигурантов, а система морали, ценностей, поступков отчасти приближена к современной. Картинка богатая и причесанная. Фонтана же не идет на компромиссы, никогда не шел, поэтому он вываливает на зрителя весь клубок богатых семейств Италии эпохи Возрождения, со всеми сложно перепутанными историями, интригами и событиями, и огромным количеством фигурантов. Здесь куда плотнее прослойка персонажей второго плана, что всегда делает историю куда более правдоподобной. В дополнение к этому он отказывается осовременивать морально-этические установки героев, поэтому зритель должен сразу понимать, что эти люди жили во времена других понятий. Хотя в основе своей человек, его чувства и мотивы неизменны (на чем отлично играет Фонтана, чтобы без осовременивания, увлечь зрителя проблемами 500-летней давности), всё-таки взгляд на многие вещи меняется, отношение и поведение. И в «Борджиа» Фонтана мы видим именно ментальность эпохи Возрождения, насколько её возможно сейчас воссоздать.
При этом, это не значит, что тут больше «жести».
Нет, оно просто другое.
Неожиданно, помогает и отсутствие богатого бюджета, в купе с хорошим знанием искусства того времени. Костюмы и локации выглядят куда более живыми.
Ещё один интересный ход, это приглашение на роли актеров, которые действительно максимально похожи на свои прототипы, Фонтана избегает откровенно современной внешности и лиц. Впечатляющий киноветеран Джон Доумен куда больше похож на настоящего Родриго Борджиа, известного тем, что он мог отстоять свои идеи не только идейно, но и весьма физически. Изольда Дюшаук (Лукреция) и Марк Райдер (Чезаре) словно сошли с портретов того времени.
Но главное, «Борджиа» Фонтаны не пересказывает классические легенды о Борджиа, которые вроде как уже необходимость, но весьма сомнительны исторически. Вместо этого, авторы рассказывают увлекательную историю, пробелы заполняя куда более состоятельными и правдоподобными с психологической точки зрения версиями.
Например, по сути своей куда более жесткий и бескомпромиссный европейский сериал не выходит на инцест между Чезаре и Лукрецией, это странные отношения, они в одном шаге от инцеста, и всё же Фонтана этот шаг не делает, не делает не из каких-то соображений морали, а просто потому, что он не видит этого в своей истории, в отличие от американского сериала, который идет по проторенной дорожке и делает Лукрецию и Чезаре любовниками.
Теперь, когда мы поговорили о сериале в целом, перейдем к первому сезону.
Итак, Италия, 1492 год, великая эпоха Возрождения. Мы наблюдаем восхождение к вершинам власти Родриго Борджиа в частности, и восхождение к власти семейства Борджиа в целом. Всё это на фоне кипящего котла раздробленной на огромное количество различных, частенько, воюющих друг с другом городов-государств Италии, идейных и личных противоречий знатных семейств, вмешательства Франции, многочисленных интриг, союзов, и меняющегося мира, где инквизиция соседствует с великими открытиями, а Колумб скоро шокирует всех известием о Новом Свете.
У китайцев было пожелание для недругом «Чтоб ты жил в эпоху перемен». «Борджиа» по максимуму выжимает из этого времени. Мир сериала невероятно живой и плотный, здесь нет пустот, здесь тратят время на насыщение заднего плана, поэтому мир кажется невероятно настоящим, а не разыгранным для зрителя.
Интересно сериал поступает с Лукрецией, Чезаре и Хуаном в первом сезоне, заставляя их пройти очень значительный путь. Не порядок, негодуют многие, глядя на невинную Лукрецию и безбородого бледного юношу Чезаре.
Но авторы знают, что делают. На протяжении сезона мы наблюдаем за тем, как эти очень молодые люди в полной мере сталкиваются со сложностью и жестокостью мира, наблюдаем за тем, как это выковывает их и это достойное зрелище.
Если три сезона американской «Борджиа» - это более менее монолит, то первый сезон «Борджиа» Фонтана явно обозначает себя как вступление. Оно было бы абсолютно идеально для пяти-шестисезонной истории, но немного велико для итоговых трех сезонов. Тем не менее, это его не портит, ритм у «Борджиа» Фонтаны куда насыщеннее чем у американской версии, первый сезон переполнен событиями и несется как бешенный локомотив. Оторваться невозможно.
345. Борджиа. Сезон 2 (Borgia. Season 2), 2013 год
Критическая оценка - *****
Зрительская оценка - *****
Самый совершенный структурно сезон сериала, когда действие набирает настоящий оборот, а решение о закрытие после третьего сезона ещё не принято.
Когда в 2012 году не последовало второго сезона, многие решили, что на фоне американского конкурента проект решили свернуть, однако европейский сериалопром имеет свои особенности, одна из них – отсутствие принципа «по сезону в год».
С выходом второго сезона мир ахнул, потому что с экрана на них смотрел тот самый Чезаре Борджиа, словно сошедший с картин, которого большинство не разглядело в первом сезоне в исполнителе роли, однако на дворе уже 1493-1494 годы, и с нами теперь тот самый Чезаре Борджиа, слава которого не уступает славе Родриго.
Не будет преувеличением сказать, что Чезаре Борджиа в сериале Фонтаны – один из самых завораживающих персонажей в истории телевидения. Его натура, его поступки, он не знает границ, он подчиняется только какому-то своему внутреннему компасу, но ему невозможно не сопереживать. Он – не хороший парень, не тот герой, оправдание жестким поступкам которого старательно приходится выписывать сценаристам, нет, Чезаре честно держит ответ перед зрителем за свои добрые и совсем не добрые дела, он не оправдывается, но всё, что он делает подчинено цели – объединение Италии, и, между прочим, он попытался добиться этого почти за 350 лет до того, как это реально произошло.
Второй сезон выходит далеко за пределы Рима, он наполнен потрясающими событиями на международной арене, невероятными альянсами, интригами, военными кампаниями и битвами.
Не забывают авторы и о сложной политической борьбе и духе времени. Удивленный зритель встречает в повествовании Леонардо да Винчи (который здесь совершенно к месту, ведь знаменитый изобретатель и художник зарабатывал на жизнь и исследования не только искусством, но и как незаурядный военный инженер) и Микеланджело, и как и всё у Фонтаны, они полнокровные, настоящие, живые.
Родриго, Лукреция, Чезаре… все они идут по жизни, выигрывают и проигрывают, любят, теряют, ошибаются, вершат великие дела.
Приятно и то, что при всей своей серьёзности и высочайшему уровню драматургии, «Борджиа» не боятся порой вызвать улыбку у зрителя, ведь в истории немало умопомрачительных курьёзов, в которых пришлось поучаствовать самым влиятельным и серьёзным людям. То, что в «Борджиа» на экран попадают такие моменты, огромная заслуга именно Фонтаны, пришедшего из эпохи эклектики, когда ещё не принято было выдерживать драматические сериалы в пафосном, однотонно тленно-скверном настроении, Фонтана за эмоциональные американские горки, где можно смеяться в один момент, а спустя пять минут грызть от волнения спинку стула.
Визуально сериал тоже словно расцветает, пользуясь возможностью показать зрителю больше того мира, который тоже жил своими заботами, почти неотличимыми от наших.
346. Борджиа. Сезон 3 (Borgia. Season 3), 2014 год
Критическая оценка - *****
Зрительская оценка - *****
Удивительно, но при том, что Фонтане пришлось уместить в третий сезон 12 (!) лет (с 1495 по 1507 годы), третий сезон сам по себе не оставляет ощущение скомканности. Убыстрение ритма заметно на фоне первых двух сезонов, но эффекта «галопом по Европам» не возникает. Вероятно, на каких-то годах Фонтана изначально не планировал подробно останавливаться (не все они были наполнены событиями, подробно показывать все походы Чезаре Борджиа – это не лучшее решение), так что сезон он делает более равномерно плотным. Безусловно, опытному зрителю видно, что автору страсть как хочется рассказать всё подробнее, но на смотрибельности и качестве сериала это совершенно не отражается.
Ни в одном сезоне так не бросаются в глаза все взлеты и падения Чезаре, ведь на 12 лет их концентрация очень велика.
Постепенно Фонтана ведет зрителя к финалу. При этом зритель считает, что финал ему совершенно точно известен, но… Фонтана действительно очень смелый рассказчик.
Ему плевать, что вы о нем подумаете, он совершенно не намерен заканчивать так, как вы ждете. Ему плевать на то, как нужно и принято, у него есть своя точка зрения, и, учитывая то, что на самом деле, никто рядом не стоял и свечку не держал, а «наши знания истории – это не зеркало, как нам хочется думать, а лишь его осколки», его версия абсолютно имеет право на жизнь. Знаете, каждый раз, когда автор заканчивает историю, не как модно или положено, а как ему искренне хочется, мне хочется аплодировать, потому что искренность очень видно, видно драйв и кайф от того, что человек делает.
Когда заканчивается «Борджиа», понимаешь, что тебе показали не застывшую легенду, а живых людей, и эта их живость делает их в глазах зрителя куда большей легендой, показали живой мир, каким он был 500 лет назад, не функциональную декорацию, а живую и настоящую плоть, кажется, стоит протянуть руку и дотронуться.
И вот перед нами Лукреция Борджиа, не красавица-отравительница, а живая женщина, действительно хороший человек, прожившая непростую, интересную жизнь, имевшая влияние, но часто бывшая заложницей воли других, потому что это реальное Возрождение, а она женщина из богатой семьи.
И Чезаре Борджиа, которого сериал преподносит таким, какой он есть, а судить оставляет зрителю, последовательно выкладывая перед ним поступки человека эпохи Возрождения, во многом опередившего своё время и чуть было не сумевшего подтянуть за собой всю страну.
Последней гениально находкой Фонтаны становится мини-эпилог, где мы видим актеров сериала, в нескольких словах рассказывающих нам, что стало после с их персонажами, их целями и чаяниями… или, что стало с ними по мнению историков.
В результате последние минуты сериала не покидает желания громко аплодировать и прыгать до потолка.
«Борджиа» - гениальный исторический сериал, сожаление вызывает лишь то, что он мог быть ещё грандиознее, получи он изначально планировавшееся количество сезонов.
Бесподобный кастинг, сильнейший сценарий, постановка, работа операторов и художников. И конечно над всем этим уверенная рука Тома Фонтаны, которому к удивлению зрителей удалось наполнить улицы Италии эпохи Возрождения той же бурлящей жизнью, которой он наполнял современные нам злые улицы больших городов и коридоры легендарной тюрьмы ОЗ.
И да, это Фонтана, поэтому, хм, овсянка никогда не будет прежней (кто смотрел, тот понял). Кстати, да, и эту моду тоже ввел Фонтана.
Отдельное спасибо за то, что Леонардо да Винчи дал в пятак Микеланджело Буанаротти.
Так что, только Фонтана, только хардкор.
347. Гоголь. Сезон 1, 2018 год
Критическая оценка - *****
Зрительская оценка - *****
Если бы несколько лет назад кто-нибудь сказал мне, что у нас научатся делать действительно хорошие сериалы, поверить было бы трудно, но это всё-таки случилось. «Гоголь» - далеко не первый из таковых, но его можно считать некоей поворотной вехой, так как этот сериал, изначально выпущенный в виде кино-трилогии на большом экране, заставил обратить внимание на российские сериалы ту часть публики, которая прежде интересовалась только высококлассной западной сериальной продукцией, а это соответственно подстегнуло создателей сериалов в нужном направлении, потому что, они уже были готовы, вот только нужна была публика. Так что, «Гоголь» стал тем снарядом, после которого плотину прорвало.
Теперь, когда мы поговорили об историко-социальной значимости данного сериала, поговорим о нём самом, и конечно этот разговор нужно начать с Александра Цекало. Кто бы три десятка лет назад мог предположить, что мужская половинка кабаре-дуэта «Академия» станет одним из главных, если не главным теле-продюссером и шоураннером российского ТВ? То, что Цекало прекрасный актер и умный человек, было ясно всегда, но в своей продюсерской деятельности он продемонстрировал прекрасный киновкус, и, что немаловажно, широкий.
Не удивительно, что именно из его кузницы вышел «Гоголь».
Что же получилось?
Прежде всего, автор любой оригинальной истории всё равно вдохновляется чем-то, хочет, чтобы его детище было похоже на что-то, что ему самому нравится.
С этой точки зрения «гены» у «Гоголя» весьма завидные – трудно не заметить, что авторы вдохновлялись гениальным сериалом Showtime «Бульварные ужасы», в то же время не забыв приправить смесь той комедийно-отвязной ноткой, которая характерна для Сэма Рейми с его смелой фантазией с сочетанием ужасного и смешного. При этом авторы «Гоголя» ни в коем случае не копируют, они именно вдохновляются (и не только этими источниками, круг их интересов куда шире), берут за некий ориентир, чтобы создать полностью своё произведение, хотя сцены-реверансы здесь присутствуют, ну и конечно, подход к «темным» и их миру, здесь очень схож с «Бульварными ужасами», а между Николаем Гоголем и Ванессой Айвз немало общего.
Но главное тут то, что такая странная смесь (поверьте, «Бульварные ужасы» и стилистика Сэма Рейми – вещи бесконечно далекие) не только работает, но и совершенно идеальным образом подходит для переработанного переноса на экран гоголевской прозы.
Итак, если вы каким-то образом не знаете, о чем эта история, то в двух словах, сериал выдвигает версию о том, что Николай Гоголь не только был чуть ли не единственным автором ужасов и мистики в отечественной литературе, но и сталкивался со всем этим бестиарием в своей жизни.
Сквозным сюжетом через 8 серий проходит охота за таинственным Черным всадником, убивающим молодых девушек в районе деревни Диканьки. В качестве прикрепленного к ведущему расследование инспектору Гуро сюда прибывает полицейский писарь Николай Гоголь, которому по стечению обстоятельств в итоге придется вести это странное дело. Параллельно на экране оживают другие сюжеты произведений Гоголя, становясь «делом на серию или на две», такая комбинация большого и малых сюжетов, известная по «Декстору», оказывается очень подходящей для «Гоголя». Дополнительно масла в огонь подливает тот факт, что у самого Николая Гоголя есть увесистые скелеты в шкафу, которые из-за сложившихся обстоятельств просятся на свет божий.
Имея отличную сюжетную идею, «Гоголь» умудряется ещё и прекрасно технически её воплотить.
Сценарий очень крепкий, при этом многослойный, именно с той степенью недосказанности, которая нужна хорошему мистическому мейнстриму. У него идеальный темп, авторы позволяют себе много смелости, порой на грани фола, но всегда удерживаются в границах хорошего вкуса кино. В последние годы с такой удалью и куражем западный сериалопром работать почти перестал. Все центральные персонажи прекрасно прописаны и сыграны, они яркие и у каждого своя история, но прежде всего, конечно, нужно упомянуть два беспроигрышных решения по кастингу – Александр Петров в роли Николая Гоголя (выбор, который кажется не самым очевидным) и Олег Меньшиков в роли инспектора Гуро. У Гуро не так много экранного времени, но это очень важный персонаж для сериала, поэтому нужна была тяжелая артиллерия, а более тяжелую артиллерию, чем Меньшикова в щегольском красном пальто, придумать сложно. Что касается Петрова, то по трезвому размышлению, он – единственный, с кем сериал мог сработать. Я знаю, что многие недолюбливают Петрова за то, что он якобы везде и легко пришел к своей славе, но оба тезиса далеки от истины. Шел он достаточно долго, причем по интересным проектам, а не тем, на которые клюнут все, и у него ли самого, или у его агента так развита чуйка на стоящие вещи, сложный вопрос, но именно благодаря этой чуйке, он оказался именно в тех проектах, которые приобрели успех. Он – не гениальнейший актер (таких вообще мало), но чего у него никак не отнять, это просто феноменальной, экстраординарной харизмы, умения держать на себе внимание зрителя, кроме того, Петров умеет быть совершенно разным на экране, и в нем есть некий естественный трагизм, но не тот, который мелодраматический трагизм, такой суровый трагизм, который вполне уместен в экшене, мистике или триллере. В «Гоголе» много ярких характерных персонажей, таким очень легко утянуть на себя внимание зрителя с главного героя, который везде прописывается в общем в более классическом ключе, но Гоголю-Петрову совершенно естественным образом удается оставаться главным центром притяжения зрительского внимания, мастерски мешая в своем персонаже слабость и уязвимость с силой, смелостью и упорством.
Следующая удача – это очень крепкая режиссура, работа оператора и художника-постановщика. Картинка в «Гоголе» очень хороша, она самую малость стилизована, но это естественная стилизация, которая роднит с «Бульварными ужасами», картинка просто сделана очень красивой, с глубокими звенящими цветами, но она не выходит за границы реальности, это скорее грамотно выставленный свет, подбор костюмов и локаций, а не работа со светофильтрами и подкрашиванием.
Режиссерская работа очень крепкая. Это особенно бросается в глаза при сравнении с выполненным в той же стилистике недавним «Шерлоком в России» от того же Цекало. У этого сериала есть преимущества перед «Гоголем» в некоторых вопросах, но последний всё равно сильнее, не в последнюю очередь благодаря более сильной руке режиссера, который отлично ставит и напряженные диалоги, и отдающие комизмом сцены, и сцены, леденящие кровь, и, что дается у нас почему-то мало кому, отлично делает экшен сцены, динамично и четко, не скатываясь в неразборчивое мельтешение. В том, как сходится рисунок и динамика картинки, безусловно, огромна заслуга и оператора.
В итоге, на выходе получаем сериал, способный без каких-либо скидок конкурировать с лучшими мировыми образчиками.
Это феноменальное достижение.
Конечно, у «Гоголя» есть некоторые шероховатости, выдающие то, что наш сериалопром и кинематограф не так опытны, как американо-английский, но эти шероховатости по сути не мешают, лучше иметь дело с ярчайшим самобытным произведением с небольшими шероховатостями, чем с до блеска отполированной банальностью и скукой.
Для меня у сериала всего два недостатка.
Во-первых, откровенно говоря, я не люблю, когда героями фильмов и сериалов становятся реальные люди, но в случае «Гоголя» мне с этим существовать удается достаточно легко (по ощущениям схоже с Леонардо в «Демонах да Винчи»).
Во-вторых, конечно, это просто грех, что мы не имеем продолжения и четкого понимания, будет ли оно. Нет, нет, сюжет сериала закрыт, но в то же время в нему настойчиво просится продолжение банкета со следующей большой историей. Продолжения хочет не только российский зритель, благодаря успеху сериала на платформе Amazon, в неведении мучается и заграничный зритель.
Сложно сказать, какая кошка пробежала между Цекало и Петровым, но право же, с такой золотой жилой, причем как в плане художественной ценности, так и в плане финансового успеха, на любые противоречия надо просто наплевать.
Как бы там ни было, «Гоголь» - одно из лучших порождений нашего кинопрома, достойное стоять на одном уровне с лучшими мировыми образчиками, сильное цельное законченное произведение, продолжение которого, тем не менее, очень хотелось бы увидеть.
348. Гоголь. Начало, 2017 год
Критическая оценка - ****1/2
Зрительская оценка - *****
Вообще этот пост посвящен сериалам, однако, если мы затронули "Гоголя", поговорим кратко и о его кинотеатральном релизе в формате трилогии - решение очень интересное, смелое и в итоге прибыльное.
На самом деле "Гоголь" отлично смотрится в виде кинотрилогии, но сериалом мне нравится всё-таки больше, так как это его изначальный формат и его ритм лучше работает в этом качестве.
Но как же он смотрится в качестве полнометражки?
Немного странно, но вполне захватывающе.
Как и было сказано раньше, в "Гоголе" очень хороша работа режиссера, оператора и художника-постановщика, это позволяет совершенно без скидок представить его на большом экране, причем он легко затыкает за пояс большинство фильмов, изначально снятых для кинопроката.
"Гоголь. Начало", являющийся более менее монтажом первых двух серий сериала, по хорошему это видно, но думать об этом не хочется, настолько грамотно и хорошо закручиваются события в Диканьке, при этом в состав фильма попадает завязка истории Черного Всадника, так что это не просто две серии вместе, здесь большая доля основного сюжета, что отлично работает для киноэкрана.
Последнее увлечение франшизами, основательно сблизило кино с сериалами, так что "Гоголь. Начало" отпозиционированный как первый фильм трилогии, отлично зашел публике, проторив дорогу массовому нашествию качественных сериалов на экраны.
А что тут могло не понравится, наконец-то наш мистический фольклорный колорит получил возможность на высоком уровне развернуться на экране, без переборов и недоборов, именно так, как было нужно и самому неискушенному, и искушенному зрителю.
Отличное начало трилогии.
349. Гоголь. Вий, 2018 год
Критическая оценка - ****
Зрительская оценка - *****
Технически вторая часть кино-версии "Гоголя" - самая слабая. Всё-таки сериал искусственно подгонялся в формат кино-трилогии, как наиболее подходящий для того, чтобы его вместить. Линия Черного всадника тут во многом отходит на второй план, хотя он всегда где-то рядом, но в основном перед нами просто идет парад разнообразной нечисти, а так же развитие и поиск персонажей.
Вообще, тут "Гоголь" не так уж выбивается из общей канвы. Если не брать несколько исключений вроде "Империя наносит ответный удар", в трилогиях второй фильм часто наименее сильный сам по себе, его основная задача - проложить мостик между интригующим началом и захватывающим финалом истории. Его самоценность часто приносится в жертву стройности большого повествования.
Тем не менее, авторы приберегли козырь, чтобы максимально усилить этот мостик: здесь они подают самое известное мистическое произведение Гоголя - "Вий", при этом раскрытие сюжета отлично получается и вписывается в общий мирок истории, отлично расширяя его для зрителя. Напряженный финал работает на ура, ведь промежуток времени между "Гоголь. Вий" и "Гоголь. Страшная месть" составил примерно полгода - куда больше, чем приходится ждать, чтобы посмотреть следующую серию сериала, поэтому жутковатый финал второго фильма обрел дополнительный вес.
350. Гоголь. Страшная месть, 2018 год
Критическая оценка - ****1/2
Зрительская оценка - *****
Кино-релиз решили не перегружать, поэтому два эпизода просто вылетают из повествования, перебрасывая нас в события двух финальных серий, которые и так по сути одно повествование, так что заключительный фильм трилогии "Гоголь. Страшная месть" наиболее органично смотрится в качестве полнометражной картины. В то же время, он прекрасно синхронизирован с первым эпизодом даже с сточки зрения возвращения инспектора Гуро.
Здесь авторы выдают ряд твистов, непростых решений и суровых моментов, которые действительно могут зацепить за живое, сильно вывести из зоны комфорта.
Причем, что интересно, фильму удается найти идеальный баланс - показать, что темным не чужды светлые чувства, у них есть свои причины, своя боль, но в то же время, они виновны, потому что выбор был за ними.
"Гоголь" только затрагивает эту тему, но скорее всего, будь у него продолжение, она продолжала развиваться. Эта тема - выбор. Темная сущность - это данность, но каждого определяет личный выбор и воля, они способны взять верх даже над природой. Эта тема роднит "Гоголя" с "Бульварными ужасами" даже больше, чем картинка и понятие темного мира.
Некоторые сюжетные линии намеренно закрываются лишь наполовину, при этом, не мешая трилогии ощущаться завершенной.
В финале мы так и просто имеем прекрасный задел на следующий сезон.
И ещё раз повторюсь, очень бы хотелось, чтобы таковой был, уж больно хорошо "Гоголь" уловил как истинно наши сказки и легенды рассказывать современным кинематографическим языком.
351. Шерлок в России. Сезон 1, 2020 год
Критическая оценка - ****1/2
Зрительская оценка - ****1/2
Поскольку, очевидно, у компании "Среда" возникли какие-то внутренние сложности с тем, чтобы продолжить сверхуспешного "Гоголя", они решили пойти весьма интересным путем - снять другую историю в максимально близкой стилистике, словно существующую в той же Вселенной.
Тем не менее, клоном сериал ни в коём случае не является, просто использует успешно опробованные лекала и всё так же отражает любовь авторов к "Бульварным ужасам" (настолько, что только слепой не увидит сходства между местной версией Шерлока Холмса и Итаном Чандлером, как внешне, так и по некоторым особенностям персонажа), однако вслед за "Гоголем" "Шерлок в России" не так мрачен и серьезен, как "Грошевые ужасы".
Итак, что мы имеем?
В Лондоне Шерлок Холмс ведет охоту на Джека Потрошителя. В очередной стычке Ватсон получает серьёзные раны, доктора удается спасти, но он впадает в кому. Поимка Потрошителя становится для Холмса личным делом, а след злодея ведет в Россию. Туда и отправляется Холмс, который, как выясняется, неплохо владеет русским (кстати, акцент Шерлока и его пробелы в языке достаточно правдоподобны, хотя сам факт такого хорошего знания русского им странен, но в конце концов, он - личность незаурядная). Полиция Санкт-Петербурга не слишком счастлива прибытию знаменитого сыщика, и прибытию своевременному, Джек начинает убивать, однако кое-как Холмс начинает работать в этой непривычной ему среде, обретая напарника в лице бывшего военного хирурга, а ныне практикующего врача Ильи Карцева, куда более резкого, хотя, вероятно, более креативного, чем оставшийся в Лондоне Ватсон.
В отличие от "Гоголя", где охота на Черного всадника занимала весь сезон и дополнялась отдельными более мелкими расследованиями, авторы "Шерлок в России" строят сериал в виде отдельных расследований на две серии, разумеется, сквозной сюжет тоже есть, но он скорее житейский.
Каково же общее впечатление.
Получилось отлично, где-то "Шерлок в России" превзошел своего предшественника, но, кое-где проиграл.
В чем же преимущество? В самой задумке. Детективный мир с вымышленным Шерлоком в центре предоставляет куда больше возможностей для фантазии сценаристов в плане сюжета, чем мир, завязанный на произведениях Гоголя, да ещё и отягощенный реальным историческим лицом в качестве главного героя, всё-таки это мешает.
Сеттинг в Санкт-Петербурге так же куда интереснее.
Теперь о том, в чем проигрывает. Причем, заметьте, ещё раз повторюсь, "Шерлок в России" прекрасен, просто он хуже "Гоголя", хотя исходные данные, условия для развития у него лучше.
Прежде всего, работа режиссера и оператора. В отличие от команды "Гоголя", экшен сцены тут далеко не всегда хороши, они сумбурны, сбиваются в кучу. В основном это относится к дракам, благо их не так много. Т.е. "Шерлок в России" именно с кинематографической точки зрения снят хуже. Сценарий у него прекрасный, но сценаристы "Гоголя" были креативнее в каких-то мелочах.
Ну и далее я скажу истину, Петров просто "ярче" чем Матвеев. Карма такая, харизма сильнее, не потому что у Матвеева харизмы нет, у Матвеева всё нормально, просто звучащего как из бочки недомерка Петрова харизма переполняет до ушей и прекрасно работает. Так что проигрыш идет с центральным персонажем, при том, что Холмс-Матвеев хорош, просто Петров-Гоголь лучше.
К слову, сериал дает интересную версию Холмса, не надо требовать канона, его уже почти никто не помнит, но то, что играет Матвеев, это определенно Шерлок, которого могло бы занести в Россию, это интересный персонаж, для которого расследования отчасти являются эскапизмом (на самом деле это чувствуется и в отношении изначального персонажа, если задуматься). Кроме того, хорошо решено его взаимодействие с окружающим миром - он не так напыщен и высокомерен, как в большинстве изображений этого персонажа, а его похождения в России имеют правильный баланс удивлений "попаданца", т.е. тут ему в основном всё прекрасно понятно, хотя и попадаются отдельные странные вещи вроде "холодца" или "загона за можай".
Остальные персонажи тоже очень хороши.
Карцев, заменяющий Ватсона, вполне интересный и самостоятельный персонаж.
Павел Майков в роли начальника участка Трудного вообще решительно прекрасен, отыгрывая самую комедийную роль в сериале со смаком, но не перебирая.
Очень эффектно смотрится Богомолов в качестве обер-полицмейстера. Очевидно, что эта эффектность роднит его героя с Меньшиковским Гуро из "Гоголя", но к счастью авторы совершенно иначе в итоге выводят героя (у него много тараканов, но внезапно он хороший обер-полицмейстер).
Отлично работает и Бахметьев, тут, что ни скажи, спойлер, но концепт такого персонажа прекрасен, не совсем нов, но решен просто на загляденье.
Посреди этой череды героев несколько хуже выглядит Софья, соединяющая в себе фемме фатале и русскую женщину, логично становящаяся романтическим интересом для Холмса, этакая более искренняя Ирен Адлер.
Но тут это не промах сценаристов или актрисы. Собственно, с молодыми актрисами у нас вообще сейчас похуже, чем с актерами, и Ирина Старшенбаум - одна из самых адекватных кандидатур для роли, просто это некая дань тому устоявшемуся образу, от героини так и веет чем-то акунинским (что для меня не похвала), к счастью, она правдоподобнее и живее героинь Акунина, кроме того, как плюс - она вполне адекватна в понимании своих возможностей, сил и способностей, а не какая-то преувеличенная Мери Сью.
В отличие от "Гоголя" можно почти с полной уверенностью говорить о том, что второй сезон "Шерлока в России" мы увидим, заготовка для него оставлена отличная.
Подводя итог, "Шерлок в России" очень удачный сериал, который мог бы быть лучше, так как сеттинг предоставляет ему почти безграничные возможности, но куража "Гоголя" ему не хватает.
352. Фитнес. Сезон 1, 2018 год
Критическая оценка - *****
Зрительская оценка - *****
"Фитнес" канала СТС - на мой взгляд, лучший нынешний комедийный сериал с форматом двадцатиминутных серий.
У него есть только один серьёзный недостаток - первый сезон сериала на голову выше остальных, более того, он достаточно сильно от них отличается, но не каждый заметит это отличие, впрочем, об этом позже.
Подмосковные Мытищи. День свадьбы Аси Королевой, продавщицы супермаркета, и мента Лёши должен был стать счастливым, однако обернулся большим обломом - среднегабаритный Лёша попытался поднять невесту на руки, что кончилось для него больницей, а для более чем 100-килограмовой Аси падением и сорванной свадьбой. Да ещё и Лёша в сердцах на вопрос Аси "Я что, толстая?", честно отвечает "Да есть чутка", при этом он искренне любит Асю.
В общем в голове у Аси что-то перещелкивает и она решает заняться собой, а так как денег на абонемент нет, она устраивается работать в фитнес-клуб администратором, получая доступ к бесплатным тренировкам.
К счастью, сериал - не призыв к достижению физического совершенства, но и не гимн бодипозитиву, он скорее о поиске себя, счастья и гармонии, идеального сочетания между тем, чтобы нравится себе, окружающим, чего-то добиться в жизни.
Т.е. о вещах достаточно важных и серьёзных, но "Фитнес" умудряется говорить о них очень легким языком, не примитивным, а именно легким.
Сериал обладает заводным обаянием лучших мелодрамо-комедийных анимешек, где вынуждены были вариться вместе многие яркие персонажи, если вы понимаете, о чем я, вы вспомните и "Ранма 1/2", и "Тенчи", и "Боевых атлетов" и многие другие хитовые вещи. Очень близкая драматургическая манера - несколько гипертрофированные типажи персонажей и ситуации, но при этом старанием актеров и создателей сериала, они смотрятся живыми. Они обаятельны и за них хочется переживать.
Кстати, самое забавное в том, что лично для меня самый неприятный персонаж - это сама Ася. На самом деле самомнения и наглости ей не занимать, да и капризность есть, вот правда, часто она не заслуживает плющек судьбы. Она неплоха, но не самая приятная главная героиня.
Зато окружает её целый сонм замечательных героев первого и второго плана - качок с золотым сердцем Олег; вороватый, но временами очень находчивый бывший жених Лёха; совершенная и суровая тренерша Полина; йог-бабник Володя; вызывающий сомнения в ориентации инструктор по танцам Рафаэль (что самое забавное, на самом деле, гетеросексуал); сволочной директор Виталий Минеич и безнадежно влюбленная в него штатный доктор Людмила Алексеевна, чуть дальше эффектный коллектив тренеров и некоторые постоянные посетители (как посетители бара Алиби в тех же "Бесстыдниках", вроде мы в их дела не лезем, но без них не то). Меня вот бесконечно прет Светочка, кто смотрел, тот поймет, эта женщина прекрасна.
Ещё конечно есть Борис, но Борис вызывает у меня противоречивые чувства, особенно к более поздним сезонам, всё-таки очень уж они родственные души с Асей, но в первом сезоне все герои ещё прекрасно отбалансированы, в них много комедии и задора сдобрено легкой щепоткой драмы и классическими правилами прописания характеров, сюжет и персонажи цветут, даже как-то естественно смотрится несколько сомнительная ситуация, в которой не самая умная, красивая и душевная Ася оказывается объектом интереса не только своего бывшего жениха, но и Олега, и успешного интеллигентного юриста Бориса.
Получаешь море позитива от этого чрезвычайно веселого, при этом более чем не глупого и талантливого сериала.
Увы, в полной мере этим великолепием мы наслаждаемся лишь один сезон, но это не значит, что после "Фитнес" - плох. Он хорош, всё равно лучший комедийный многосезонник, просто дальнейшие сезоны уступают первому. Может в команде кто-то сменился, а может решили пойти немного другим путем, но со второго сезона "Фитнес" становится более одномерно комедийным, палитра красок беднеет, образы утрируются (например, Олег из скорее простодушного качка превращается в доброго и тупого качка, уже менее верибельного, такое же вроде небольшое, но ощутимое утрирование претерпевают все персонажи).
Тем не менее, всё равно однозначно рекомендовано к просмотру.
353. Фитнес. Сезон 2, 2019 год
Критическая оценка - ***1/2
Зрительская оценка - ***1/2
Самый неудачный сезон "Фитнеса".
Некоторые писали, что были разочарованы тем, что Асю "не похудели", ссылаясь на метаморфозу героини в фильме "Я худею". Хм, но это глупость. Игравшая в "Я худею" Бортич специально набирала для съёмок фильма, и это был переход от её собственных 55-60 кг на 75-80 кг героини, она не жила с этим весом годами, так что сбросить его было не архисложно (безусловно, какие-то усилия приложить пришлось, но человек легче возвращается в "свой" вес). Играющая Асю Софья Зайка пришла в "Фитнес" такой, как была, на глаз - около 100 кг, так что сбросившая ко второму сезону примерно 20 кг, всё ещё полная, но ощутимо постройневшая Ася - совершенно правильный результат.
Тут всё прекрасно.
Что не прекрасно.
Во-первых, происходит уже обозначенная выше метаморфоза - история и персонажи становятся проще, более одномерными.
Во-вторых, это преобразование оказывает убийственный эффект на Асю. Главная героиня становится наглой, очень с претензией, очень высокого о себе мнения, капризной, а главное - просто феноменальной эгоисткой и эгоцентристкой. Степень самолюбования зашкаливает.
Этот факт особо заметен из-за того, что авторам приходит в голову идея сильно выдвинуть Асю и её идеальный роман с Борей на первый план, задвинув остальных персонажей.
Помимо этого Ася становится ещё и ярой инстаграмщицей, помешанной на том, чтобы быть инфлюэнсером (если я пишу эти тупые слова с ошибками, сразу сорри), и это её постоянное он-лайн звездение очень сильно бесит (меня вдвойне, потому что я - абсолютный ретроград, и таких определений статуса как блоггер или инфлюэнсер не понимаю, когда это хобби или дополнение к чему-то, мне понятно, но само по себе, нет). Хотя авторы сами над этим смеются, получается раздражающе.
При этом, нужно сказать, что интересные события в сериале вполне происходят, возникают интересные сюжетные линии, но они отягощаются ася-центризмом и слишком большой фиксацией на отношениях, эта мания затрагивает даже остальных персонажей.
Есть у сезона и сильные стороны.
Авторы достаточно неплохо ввозят несколько сволочного массажиста Фила, это не самый блестящий персонаж, но в "Фитнесе" он как-то хорошо дополняет сложившуюся команду.
Хорошо работает интрига с угрозой продажи фитнес-клуба и попытками героев отстоять родное.
И, наконец, подлинным украшением становится Бэлла, железобетонная бизнесвуман, как выясняется жена йога Володи, от которой тот сбежал, инсценировав свою гибель. Молчаливой тенью за Бэллой в сериал входит её охранник Вадик - преданный, молчаливый, но на самом деле отличный мужик.
Вопрос с закрытием клуба решается весьма шокирующим образом, а сезон завершается для героев разбродом и шатанием.
354. Фитнес. Сезон 3, 2020 год
Критическая оценка - ****
Зрительская оценка - ****
"Фитнес" выходит из пике второго сезона.
Он остается верен взятой со второго сезона более простой и гипертрофированной манере, но к счастью к авторам приходит осознание того, что они прогадали с балансом Аси. Участие персонажей в истории снова становится близко к пропорциям первого сезона, а в лайках и подписчиках Ася разочаровывается. Так что это огромный прогресс по сравнению с предыдущим сезоном. К сожалению, Ася продолжает оставаться крайне сволочной особой, причем не намеренно сволочной, а типа нам презентуют, что Ася - хорошая, но вот смотришь и понимаешь, что законченная же сучара, уверенная в своей правоте и том, что ей все должны. Кроме того, в немилости оказывается Боря, которого теперь Ася считает своим долгом загнобить. Тут обоих их хочется выставить из кадра, потому что она ведет себя как дура, а Борис в принципе повел себя как дурак, когда за спиной у всех решил судьбу клуба. Нужно было всё делать открыто.
Зато авторы продолжают выдавать хорошие повороты сюжета, снова возрастает доля Полины, больше становится эпически прекрасной Бэллы "Гранитовны", оживляет историю и новый тренер по боксу, а Олег и Леха окончательно образуют просто эпически очаровательный комедийный дуэт, живо напоминающий опоссумов из "Ледникового периода".
В любом случае, в чем "Фитнес" не упрекнешь даже в самые неудачные его моменты, это в отсутствии событий и в скучности. Скучно тут не бывает, и смотреть этот сериал всегда интересно.
355. Фитнес. Сезон 4, 2020 год
Критическая оценка - ****
Зрительская оценка - ****
Последний на сегодняшний момент сезон "Фитнеса", является полным идейным продолжением третьего сезона.
Из плохого, после того, как Ася съездила на обучение в Англию, степень её бесючести почти вышла на уровень второго сезона. Как выясняется потом, авторы сами не дураки посмеяться над новомодными коучингами и прочими фишками, при этом разумно признавая, что оттуда можно взять успешные ходы, если не тупо копировать, а именно адаптировать.
Так же вся эта её лав-стори с Борисом окончательно неприятна.
Ася "хороша" потому что сперва сама хочет расстаться, а потом сама же кусает локти.
Боря ещё "лучше", потому что. оказывается, за полгода, пока Аси не было, он успел начать встречаться с другой, и хотя их отношения ещё не перешли в горизонтальную плоскость, ходить на романтические свидания с девушкой, когда ты состоишь в серьёзных отношениях с другой девушкой, это по моей системе ценностей низко.
Короче, к четвертому сезону приходишь в выводу, что оба они хороши.
Зато можно порадоваться тому, что остальные герои "Фитнеса" отвоевали себе больше экранного времени. Тут и Рафаэль, трогательно ухаживающий за впавшим в депрессию Володей (кстати, потом они меняются местами), и схлестнувшиеся за сердце Полины Олег и Фил (тот момент, когда конкуренты настолько достают даму своей борьбой, что становятся противны её оба), и довлеющий над всеми конкурс за звание лучшего фитнес-клуба, и расследование против Бэллы Ренатовны (ака Гранитовны).
В общем скучать здесь не приходится, сезон удачный, в котором немного раздражают два момента - какое-то тотально пофигительское отношение к дорогущим мобильникам и ещё большая небрежность к созданию отношений, сохранению, развитию, герои просто разбрасываются истинными чувствами.
Из фейлов - новая девушка Бориса... Если вы думали, что Ася вас бесит, теперь вы поймете, что есть персонаж, который по бесючести абсолютно вне конкуренции.
Из достижений - Бэлла, проводящая йогу, и Вадик, проводящий занятия по танцам, наезд на японскую кухню, и конечно Лёха, его поступок в отношении Аси в финальных сериях, это поведение настоящего мужчины и очень хорошего человека, а главное, это поведение того, кому искренне Ася не безразлична.
Финал тоже хорош, герои остаются немного у разбитого корыта во всех смыслах, но многое переосмыслившими в жизни, перешагнувшими (надеемся) определенные рубежи. Клуб опять в опасности из-за ареста прекрасной Бэллы, а Олег очень своевременно по сюжету и подозрительно сваливается с каким-то вирусом...
Очень ждем продолжения.
И да, не могу не, Володя, идиот, пойми, что Бэлла - это твоя величайшая удача в жизни. Люби эту женщину, заведи с ней детишек. Идиот.
Заметки о кинематографе - мини-обзоры (ЧАСТЬ 17) СЕРИАЛЫ
ССЫЛКА НА ОБЩЕЕ ОГЛАВЛЕНИЕ ПОСТОВ С МИНИ-ОБЗОРАМИ
В этом посте: Грошовые ужасы. Сезон 3; Последователи. Сезон 3; Лютер. Сезоны 4, 5; Борджиа (Тома Фонтаны). Сезоны 1-3; Гоголь. Сезон 1; Гоголь.Начало; Гоголь.Вий; Гоголь.Страшная месть; Шерлок в России; Фитнес. Сезоны 1-4
Мини-обзоры - часть 17
В этом посте: Грошовые ужасы. Сезон 3; Последователи. Сезон 3; Лютер. Сезоны 4, 5; Борджиа (Тома Фонтаны). Сезоны 1-3; Гоголь. Сезон 1; Гоголь.Начало; Гоголь.Вий; Гоголь.Страшная месть; Шерлок в России; Фитнес. Сезоны 1-4
Мини-обзоры - часть 17